Урок русского языка по теме «Мягкий знак на конце существительных третьего склонения». 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Деятельностная цель: формирование у учащихся умений правильно писать существительные женского и мужского рода с шипящими согласными на конце слова, используя алгоритм.

Содержательная цель: показать, что на конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется ь, а на конце существительных мужского рода ь не пишется.

Оборудование:

  • Интерактивное пособие ООО «Экзамен-Медиа» из серии «Наглядная школа» 3 класс, часть1;
  • тренажёр решения заданий по математике и русскому языку «Отличник»;
  • мультимедиа;
  • интерактивная доска;
  • ноутбуки по количеству учащихся.

ЭТАП урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Учитель: Прочитайте пословицы и поговорки, предположите, какая из них может стать девизом нашего урока. (интерактивное наглядное пособие по русскому языку 3 класс, часть 1, тема 14, вкладка 5)

Дети выбирают и объясняют.
Знания в юности – это мудрость в старости. (Только умный человек, имеющий знания, может ими пользоваться в течении всей жизни, а знания соединённые с опытом делают человека мудрым)

ЭТАП урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Запишите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.
Какие члены предложения вы знаете?

Запись пословицы в тетрадь

Главные члены предложения и второстепенные члены предложения.

Выберите предложения, в которых есть подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
Мальчики записывают первое предложение, девочки – второе. Разбор предложения. Проверка.
Около хлеба и мыши водятся. Солома с огнём не дружит.

Какие ещё задания вы могли бы предложить?
Отметьте предложения, в которых встречаются существительные 3 склонения.

Дети предлагают свои варианты заданий.

Работа на интерактивной доске

ЭТАП урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний

На каждой парте у детей лежат карточки со словами: мышь, лось, коньки, перья, варенье, дочь.
Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?
Имена существительные, ед. и мн. числа, одуш. и неодуш., во всех есть Ь.
Что вы можете сказать о звуко-буквенном составе этих слов? В словах «мышь, лось, коньки, дочь» букв больше, чем звуков, а в словах «перья, варенье» букв столько же сколько и звуков.

Какие задания к этим словам вы можете предложить?
Распределите слова на группы, используя знания о написании Ь.
Работа в парах. Проверка

Дети предлагают свои варианты заданий.

лось

перья

 мышь

коньки

варенье

 дочь

2. Постановка учебной задачи и фиксация затруднений в деятельности

Назовите орфограммы в каждом столбике.

Называют орфограммы

Ь - показатель мягкости
лось
коньки 

Ь - разделительный
перья
варенье

Затруднение с ответом   
мышь
дочь

Что общего у существительных в третьем столбике?
Подумайте, можно ли словами луч?, товарищ? дополнить 3 столбик?
Оканчиваются на шипящий, мягкий знак, 3 склонение
Затруднение с ответом. Мнения разделились.

Как вы напишите эти слова?
Какая тема нашего урока?
Какую цель вы поставите себе на уроке?

Ь после шипящих.
Узнать когда пишется Ь после шипящих и научиться писать слова с Ь после шипящихэ

3. Построение проекта выхода из затруднения

Где мы получим информацию по теме урока.
Сегодня нам поможет сделать первый вывод интерактивная доска.

В учебнике.
Просмотр анимации (интерактивное наглядное пособие по русскому языку 3 класс, часть 1, тема 14, вкладка 1)
Вывод: Ь после шипящих пишется на конце существительных 3 склонения женского рода.

 

Работа с учебником.
Прочитайте правило и ответьте на вопрос: когда после шипящих Ь не пишется?

Сделайте вывод.

Так можно дополнить словами луч, товарищ 3 столбик? Как вы их запишите?

лось

перья

 мышь

коньки

варенье

 дочь

Запишите эти слова в тетрадь.

Дети читают правило в учебнике

У существительных мужского рода 2 склонения после шипящих Ь не пишется.
Нет, нельзя, это существительные 2 склонения и они пишутся без мягкого знака.

4. Первичное закрепление

Прочитайте задание упражнения 224. Кто готов выполнить его самостоятельно, а кому нужна помощь?

Проверка: Какие слова написали с Ь? Почему?

 

Выполнение упражнения из учебника.

Дети объясняют

5. Самостоятельная работа

Работа на компьютерах. Программа «Отличник». Поставить отметку в тетрадь

6. Рефлексия деятельности

Кто был успешен сегодня на уроке?
Что помогло вам добиться успеха?