Использование цифровых ресурсов для преодоления задержки психического развития у дошкольников

Разделы: Работа с родителями


Презентация

Слайд 1

Родительское собрание на тему «Использование цифровых ресурсов для преодоления ЗПР у дошкольников»

Слайд 2

Под цифровыми образовательными ресурсами понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования.

Цель использования ЦОР – стимулирование познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями.

Цифровые ресурсы значительно расширяют возможности педагогов, специалистов и родителей в сфере образования.

С каждым годом современные цифровые ресурсы все плотнее входят в нашу жизнь. Так, использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.

В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется смартфон, планшет, домашний компьютер или ноутбук, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за этими гаджетами несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает: картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно, всегда привлекает именно то, что находится под запретом.

Слайд 3

Приобщение к информационной культуре — это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Слайд 4

Наше дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Из практики известно, что для проведения интересной образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал. Способ решения данной проблемы — это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности.

Образовательная деятельность с детьми с ЗПР имеет свою специфику: встречи с детьми должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Слайд 5

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является - игра, именно в ней и формируется и развивается личность ребенка.

Слайд 6

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1) у детей формируется координация движений глаз и руки;

2) дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

3) быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

4) развивается мыслительная деятельность, речь, воображение, зрительное, слуховое восприятие, творческие способности, тренируется память;

5) воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6) развиваются творческие способности;

7) развивается кругозор ребёнка, формируется интерес к познанию окружающего мира.

Педагогам и родителям необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.

Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками, а дома с родителями.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения выставки, музея, путешествия по странам и континентам до лабораторного эксперимента и т.д.

Слайд 7

Педагоги и специалисты нашего дошкольного учреждения активно используют электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности:

  • на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
  • по формированию математических представлений;
  • по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
  • естественнонаучных, экологических представлений;
  •  художественно-эстетическому развитию;
  • физическому развитию.

Слайд 8

Развивать детей по всем направлениям образовательной деятельности помогает интерактивное оборудование, установленное в нашем детском саду. Понимая важность игры с песком в образовательном процессе, в тёмной сенсорной комнате появилось такое чудо-изобретение, как интерактивная песочница, оборудованная проектором, зеркалом, ноутбуком с программным обеспечением и бесконтактным сенсором. Все это позволяет проецировать изображение с ноутбука на песок. При изменении высоты песка - меняется картинка или цвет в соответствии с игровой задачей.

Слайд 9

Преимущества работы с интерактивной песочницей:

  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность - как основа развития «ручного интеллекта»;
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
  • совершенствуется развитие игровой деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков;
  • песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Помимо этого, есть возможность управлять различными объектами, например, кораблями или танками.

Слайд 10

Также в нашем детском саду особый интерес дети проявляют к работе на интерактивной доске, которая весьма серьезно расширяет границы предъявления образовательной информации, позволяет в разы поднять интерес ребенка к образовательному процессу.

Слайд 11

Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Доска позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Слайд 12

В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов, игр и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно, предусмотреть дополнительные индивидуальные разноуровневые задания.

Слайд 13

В домашних условиях работу на интерактивной доске может легко заменить любой гаджет (планшет, смартфон, ноутбук, компьютер).

Слайд 14

Облегчить задачу поиска таких игр и развивающих заданий помогут соответствующие сайты, ссылки которых представлены на слайде.

Слайд 15

Опора на здоровьесберегающие технологии — обязательный фактор успешного и эффективного использования цифровых ресурсов. Внедряя в практику работы информационные коммуникационные технологии, следует исходить из принципа «не навредить» здоровью ребёнка, соблюдать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере в детском саду и дома. А так же, при анализе цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для детей дошкольного возраста, необходимо особо оценивать их соответствие психофизиологическим, эргономическим, эстетическим, нормативным требованиям, предъявляемым к программным продуктам для данной возрастной категории.

В дошкольном учреждении и дома необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к применению интерактивных игр:

  • Использовать интерактивные игры один раз в день, не чаще трёх дней в неделю;
  • Непрерывная продолжительность игровых упражнений не должна превышать для детей 3-4 лет - 10 минут, 5-6 лет – 15 минут, 6-8 лет 20 минут, для часто болеющих детей время применения сокращается;
  • Если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом;
  • При использовании просмотра на интерактивной доске дети располагаются на расстоянии не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана;
  • После деятельности с использованием интерактивных игр проводится гимнастика для глаз.

Слайд 16

Таким образом, применение интерактивных технологий в нашем дошкольном образовательном учреждении – это интересное, творческое, перспективное направление развития образовательной среды. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их образовательных потребностей. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным и комфортным.

Слайд 17