Проектная работа "Зачем нужны проценты?". 9-й класс

Разделы: Руководство учебным проектом

Класс: 9


Автор:
Матвеева Ксения Олеговна,
9 класс

Возрастная группа: молодые исследователи.

Направление работы: естественные науки и современный мир.

Презентация

Актуальность

Оглянитесь вокруг. Нас всюду окружают проценты. (Приложение 1)

Проценты» затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Я считаю, что умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно. Изучение процента продиктовано самой жизнью.

Приведу несколько примеров.

Когда в магазине бывают скидки, они измеряются в процентах. Стоимость товаров может снижаться, например, на 15, 20, 50%.

Также используются проценты в торговле и кулинарии (например, 9%-ный столовый уксус, сметана с жирностью 20%, 5%-ный творог, молоко 1,5% жирности).

В фармакологии, например, встречается 2%-ный раствор перекиси водорода, детские капли в нос 0,05%.

В повседневной жизни можно прочитать или услышать, например, что в выборах приняли участие 57% избирателей или успеваемость в классе 85 %; материал содержит 100% хлопка или пряжа для вязания состоит из 50% шерсти и 50 % акрила; банк начисляет 7% годовых, а рейтинг победителя хит-парада равен 75%.

Даже на дороге можно встретить знак с обозначением процентов. Так, например, этот знак обозначает подъем дороги с уклоном в 12%.

Проценты связывают между собой многие точные и естественные науки, быт и производство.

Процентные вычисления можно встретить как в математике, так и в химии (при приготовлении растворов и решении задач), географии, физике.

Проценты встречаются в банковской сфере (для расчета кредитной ставки), бухгалтерских расчетах, в статистике, науке и технике.

Поэтому, я считаю, что выбранная мною тема в настоящее время очень актуальна.

Своими исследованиями я хочу доказать одноклассникам, что знание математики и правильность процентных вычислений необходимы для применения их в дальнейшей жизни.

Цель проекта: Выяснить, где и как проценты применяются в нашей жизни. Расширить знания о применении процентных вычислений в задачах и в разных сферах жизни человека.

Задачи проекта:

  • Изучить историю происхождения процента.
  • Рассмотреть задачи на проценты из практической жизни и окружающей среды современного человека.
  • Провести исследования и с помощью процентных вычислений представить данные в виде задач и диаграмм.

Объект исследования - проценты, а предмет исследования – история возникновения, математическая теория, различные виды задач на проценты, примеры решение задач на проценты и использование процентов для представления информации.

План работы над проектом

№ п/п

Задачи

Сроки

1

Подбор и изучение литературы из различных источников по теме «Проценты в нашей жизни»

до 20 января

2

Подбор интересных фактов, задач, связанных с применением процентов

до 1 февраля

3

Практическая работа.
Проведение опроса среди одноклассников с целью изучения фактов из их жизни и построения диаграмм

февраль

4

Систематизация изученного материала и подготовка презентации

март

5

Выступление перед одноклассниками (с целью расширения их математического кругозора)

 

1. История возникновения процентов

Интересна история возникновения процентов. Слово процент произошло от латинского слова «pro centum», что буквально означает «За сотню» или «Со ста». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник за каждую сотню.

Долгое время под процентами понимали чистую прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

В Европе в средние века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином. Фламандский ученый, военный инженер Симон Стевин не был по профессии математиком, но его трудолюбие и талант позволили ему занять достойное место среди выдающихся европейских математиков. Он первым в Европе открыл десятичные дроби. Симон Стевин опубликовал таблицу для вычисления сложных процентов, которая использовалась в торгово-финансовых операциях.

Затем область их применения процентов расширилась, проценты стали встречаться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке, технике.

В разные времена процент обозначался разными символами:

XV век

XVII век

XVIII век

Интересно происхождение символа %.

Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчётах часто писалось сокращённо cto. Отсюда путём дальнейшего упрощения буквы t в наклонную черту произошёл современный символ для обозначения процента.

По другой версии, он стал использоваться благодаря опечатке. В рукописях словосочетание «pro centum» часто заменяли словом «cento» - «сто» и писали его сокращенно – cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этого многие математики для обозначения процентов стали употреблять этот знак, и постепенно он получил всеобщее признание.

2. Типы задач на проценты

Приложение 2

Процент – это сотая часть числа (величины) 1% = 0,01.

1) Нахождение процентов от числа.

Чтобы найти процент от числа, следует:

1. Проценты записать десятичной дробью.
2. Число умножить на эту десятичную дробь.

Задача 1: В магазине «у Севы» ликвидационная распродажа товара. Весь товар можно приобрести со скидкой 50%. Сколько будут стоить джинсы, начальная цена которых 1950 руб.? Ответ: 975 руб.

2) Нахождение числа по его процентам.

Чтобы найти число по его процентам, следует:
1. Проценты записать десятичной дробью.
2. Число разделить на эту десятичную дробь.

Задача 2. Василич израсходовал 7 метров изоленты. И у него оставалось 30% от всей длины. Сколько метров изоленты было у Василича изначально?

Решение:

х -100%
7 м - 70%,
х = 7 : (100 – 30) ∙ 100 = 10 метров

Ответ: изначально было 10 м изоленты.

3) Нахождение процентного отношения чисел.

Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, следует:
1. Первое число разделить на второе.
2. Результат умножить на 100%.

Задача 3: Завод должен был за месяц изготовить 1 200 изделий, а изготовил 2 300 изделий. На сколько процентов завод перевыполнил план?

Решение:

1 200 изделий — это план завода, или 100% плана.
1) Сколько изделий изготовил завод сверх плана?
2 300 — 1 200 = 1 100 (изд.)
2) Сколько процентов от плана составят сверхплановые изделия?
1 100 от 1 200 значит, 1 100 : 1 200 * 100 = 91,7 (%).

Ответ: 91,7%

Увеличение на р%

Чтобы увеличить положительное число а на р%, следует: умножить число а на коэффициент увеличения к = (1+0,01р) а1 (1+0,01р)

Задача 4: Цена на яблоки выросла на 30%. Какова цена яблок после повышения, если первоначальная цена 60 рублей?

Решение:

к = 1 + 0,01 ·30 = 1,3
60 · 1,3 = 78 рублей

Ответ: 78 рублей.

Уменьшение на р%

Чтобы уменьшить положительное число а на р%, следует:

умножить число а на коэффициент уменьшения к = (1- 0,01·р)

Задача 5: Цена на путевку в санаторий снизилась на 10%. Сколько стоит путевка, если ее первоначальная цена 18 000 рублей?

Решение: к = 1 – 0,01·10 = 0,9; 18000 · 0,9 = 16200 рублей

Ответ: 16 200 рублей.

3. Разные сферы жизни человека в задачах на проценты

3.1 В экономической сфере

Задача 6. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?

Решение:

Стоимость поездки составляет:

 4∙198 + 12 ∙ (1 – 0,5) ∙ 198 = 10 ∙ 198 = 1980 рублей

Ответ: 1980 рублей

Задача 7. Какая сумма (в рублях) будет проставлена в кассовом чеке, если стоимость товара 520 р., и покупатель оплачивает его по дисконтной карте с 5%-ной скидкой?

Решение:

Рассчитаем скидку, которую получает покупатель оплачивая товар по дисконтной карте с 5% -ной скидкой: 520 ∙ 0,05 = 26 рублей.

Таким образом, итоговая цена со скидкой равна: 520–26= 494 рубля.

Ответ: 494 рубля.

Задача 8. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 4000 рублей. В сентябре он стал стоить 2560 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с апреля по сентябрь?

Решение:

Цену на телефон снизили на 4000 − 2560 = 1440 рублей. Разделим 1440 на 4000: 1440 : 4000 = 0,36.

Значит, цену снизили на 36%.

Ответ: 36.

Задача 9. Туристическая фирма организует трехдневные автобусные экскурсии. Стоимость экскурсии для одного человека составляет 3500 р. Группам предоставляются скидки: группе от 3 до 10 человек — 5%, группе более 10 человек — 10%. Сколько заплатит за экскурсию группа из 8 человек?

Решение:

Стоимость экскурсии для 8 человек без учёта скидки составляет 3500 · 8 = 28 000 руб. Группе состоящей из 8 человек предоставляется скидка 5%: 28 000 · 0,05 = 1400 руб. Таким образом стоимость экскурсии составит 28 000 − 1400 = 26 600 рублей

Ответ: 26 600 рублей

Задача 10. Государству принадлежит 60% акций предприятия, остальные акции принадлежат частным лицам. Общая прибыль предприятия после уплаты налогов за год составила 40 млн. р. Какая сумма в рублях из этой прибыли должна пойти на выплату частным акционерам?

Решение:

Один процент от 40 млн равен: 40 000 000 : 100 = 400 000 рублей

На выплату частным акционерам пошло: 40 000 000 ∙ 40 = 16 000 000 рублей

Ответ: 16 000 000 рублей

Задача 11. На предприятии работало 240 сотрудников. После модернизации производства их число сократилось до 192. На сколько процентов сократилось число сотрудников предприятия?

Решение:

Количество сотрудников после модернизации сократилось на 240 − 192 = 48 человек.

Значит, число сотрудников сократилось на % (48 : 240) ∙100 = 20 %

Ответ: 20 %

3.2. В демографической сфере

Задача 12: В 2002 г. в нашем посёлке Ревда было 10 368 жителей, а в 2016 г. их стало 7822 жителя. На сколько процентов уменьшилось число жителей поселка?

Решение:

Количество жителей уменьшилось на 10368 – 7822 = 2546 (чел). Значит, число жителей уменьшилось на 2546/10368 ∙ 100 = 24,55 %

Ответ: 24,55 %

3.3. В финансовой сфере

Задача 13: Городской бюджет составляет 45 млн. р., а расходы на одну из его статей составили 12,5%. Сколько рублей потрачено на эту статью бюджета?

Решение:

Расходы составили:

45000000 ∙ (12,5 : 100) = 45000000 ∙ 0,125 = 5 625 000 рублей

Ответ: 5625000 рублей.

Задачи на простые и сложные проценты.

3.4. В химии: Задачи на смеси и сплавы

Задача 18: Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 12 кг, содержащей 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить к этому куску сплава, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

12 ∙ 0,45 = 5,4 (кг) меди в первом сплаве
5,4 кг – 40%
12 + x кг – 100%
12 + x = (5,4 ∙ 1000) : 40%
12 + x = 13,5
x = 13,5 – 12 = 1,5 кг

Ответ: 1,5 кг.

Задача 19. Сколько воды надо добавить к 0,6 литрам воды, которая содержит 40% поваренной соли, чтобы получить раствор этой соли?

Решение:

0,6 ∙ 0,4 = 0,24 л
0,24 л – 12% 
x л – 100%
x = (0,24 ∙ 100) : 12 = 2 л
2 –0,6 = 1,4 л

Ответ: 1,4 л.

3.5. В биологии

Задача 20. Виноград содержит 75% воды, а полученный из него изюм содержит воды. Сколько изюма получится из 320 кг винограда?

Решение:

Поскольку в свежем винограде 75% воды, то его масса без воды (масса сухого вещества) составляет 100 – 75 = 25% = 0,25
320 ∙ 0,25 = 80 кг (сухого вещества)

Поскольку в изюме 20% составляет вода, то эта же масса 80 кг без воды составляет 100% – 20% 80% = 0,8

80: 0,8 = 100 (кг)

Ответ: 100 кг.

4. Проценты в наглядном представлении информации

4.1 А вот, что я узнала от родителей

Так выглядит примерное распределение семейного бюджета среднестатистической семьи при доходе 46 400 рублей из 3-х человек на месяц (на конец 2018 года):

Расходы

Платежи (в рублях)

Платежи ( в процентах)

Коммунальные услуги

9500

20,5

Мобильные телефоны (все)

900

1,9

Питание

18000

38,8

Одежда, обувь

5000

10,78

Кредит

8000

17,2

Лекарства

1000

2,2

Развлечения (концерт)

500

1,06

Сладости

3000

6,5

Другое (стрижка)

500

1,06

итого

46400

100

Кроме этого, проанализировав квитанции об оплате, я выяснила, что за два года тарифы на электроснабжение и холодную воду выросли, поэтому нужно постоянно перераспределять свой семейный бюджет.

Услуга

2015

2016

2017

2018

2019

электроснабжение

1,708

1,827

1,84

1,862

1,924

холодная вода

20,92

24,83

27,63

29,15

29,79

  1. 1,924 – 1,708 = 0,216 на столько увеличилась стоимость одного кв/ч
  2. 0,216 : 1,708 ∙ 100 = 12,6 % на столько процентов выросла стоимость кв/ч
  3. 29,79 – 20,92 = 8,87 на столько увеличилась стоимость одного м3
  4. 8,87 : 20,92 ∙ 100 = 42,39 % на столько процентов выросла стоимость м3

Я узнала из чего состоит зарплат северян.

1) Оклад – такие деньги, которые работник получает за работу всегда. Это определенная сумма.

2) Районный коэффициент – такие деньги, которые человек получает потому, что живет в северной местности. Это постоянный процент от оклада.

3) «Полярная надбавка» это накопление постоянных процентов от оклада за время работы.

Оклад – такие деньги, которые работник получает за работу всегда. Это определенная сумма.

Районный коэффициент – такие деньги, которые человек получает потому, что живет в северной местности. Это постоянный процент от оклада.

«Полярная надбавка» – это накопление постоянных процентов от оклада за время работы (первую полярную надбавку в размере 10% получит работник через полгода).

Если работник проработал 5 лет, то он заработал все полярные надбавки 80%.

Его зарплата будет состоять из оклада + 40% районный коэффициент + 80% полярные надбавки.

Например: работника приняли на работу с окладом 13000 рублей.

Решение:

13000 : 100 ∙ 40 = 5200 (руб) – районный коэффициент

13000 : 100 ∙ 80 = 10400 (руб) – полярная надбавка

13000 + 5200 + 10400 = 28600 (руб) начисления
Думаете он получит все эти деньги? Нет, работник должен уплатить государству 13% налога с того дохода, который он заработает. Эти налоги должны пойти на зарплату государственным служащим и развитие государства.

Так какую же сумму получит работник?

28600 – 28600 : 100 ∙ 13 = 28600 – 3718 = 24882 (рубля)

4.2 Проведя исследования в нашем классе, я собрала некоторые данные и, обработав их, получила такие результаты.

Заключение

Цели и задачи проекта выполнены. Я выяснила, где и как применяются проценты и какую роль играют в нашей жизни. Расширила знания о процентах и применении процентных вычислений в разных сферах жизни человека через задачи, провела исследования и с помощью процентных вычислений представила данные в виде диаграмм, составила сборник задач.

Новизна моей работы состоит в том, что я познакомилась с простыми и сложными процентами; узнала, как можно распределить семейный бюджет и из чего состоит зарплата северян; рассмотрела примеры, как можно выгодно вложить деньги; увидела, как проценты помогают наглядно представить информацию.

Я думаю, что эту работу можно продолжить и выяснить, выгодно ли брать кредиты, и если да, то какие.

Литература и интернет-ресурсы

  1. В.А.Абчук. 250 занимательных задач по менеджменту и маркетингу. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ревда_(Мурманская_область)
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. VIDEOYROKI.
  5. https://oge.sdamgia.ru - сайт Дмитрия Гущина
  6. https://yandex.ru/images/search?text=проценты%20