Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс


Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

План проведения:

  1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть.
  3. Рефлексия.

Актуальность

В начале учебного года проводя диагностику музыкальных способностей  воспитанников ДОУ, помимо выявленных нарушений чувства ритма и темпа, слабо развитого артикуляционного аппарата и музыкально-сенсорных способностей, меня встревожило достаточно большое количество детей с невнятной речью, детей, не произносящих отдельные звуки или заменяющих одни звуки другими. Поэтому планируя занятия по музыкальному воспитанию на 2018-2019 учебный год, я поставила задачу и речевого развития детей в том числе.

Чтобы работа в этом направлении была эффективной, на различных этапах традиционного музыкального занятия я использую элементы логоритмики, то есть специальные упражнения, задания, игры, основанные на связи слова, музыки и движения.

Ещё в начале XX века Корней Чуковский отмечал в своих работах по филологии, что детям от природы присуще влечение или другими словами стремление к рифмованным звукам. Чуковский писал: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…»  Поэтому стихотворный текст вместе с музыкой помогают мне во время занятий приучать детей выполнять упражнения в определённом ритме, координируя движения и речь.

Что же включают в себя элементы логоритмики на музыкальном занятии?

  • артикуляционную гимнастику;
  • чистоговорки;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
  • вокальные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Во время выполнения речевых упражнений обычно дети стоят в кругу или сидят полукругом. Такое расположение даёт им возможность хорошо видеть меня и воспитателя, двигаться и проговаривать речевой материал одновременно со взрослыми. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал специально не выучивается.

Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности.

Важным моментом занятий с элементами логоритмики является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки.

 В своей работе по речевому развитию детей я использую:

  • методику музыкального воспитания Карла Орфа «Музыка для детей»;
  • методику М.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду»;
  • методику Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;
  • «Методику раннего развития» Железновых;
  • программу по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.Бурениной;
  • «Игровую методику обучения детей пению» О.Кацер;
  • программу по развитию чувства ритма у детей «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой.

Успешность проводимой работы по речевому развитию на музыкальных занятиях с элементами логоритмики зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего, а так же от проведения работы в системе (а не эпизодически).
Предлагаю окунуться в музыкальный мир логоритмики.

Практическая часть

  1. «Игра в имена» (авт. И.Каплунова)
  2. Упражнение на развитие общей моторики с элементами артикуляционной гимнастики «На лошадке» (авт. Е.Железнова)
  3. Пальчиковая гимнастика «Посчитай лепестки у цветка»
  4. Упражнение на развитие речевого и певческого дыхания «Ветерок» (авт. О.Кацер)
  5. Песня «Паучок» (шведская народная песня)
  6. Чистоговорки «Шу-шу-шу», «Че-чу-чи-ча» (авт. Е.Железнова)
  7. Упражнение к пляске «Ковырялочка» (р.н.м. «Земелюшка-чернозём»)
  8. Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять» (авт.Е.Железнова)
  9. Упражнение «Ножки» (авт. Н.Галянт)
  10. Игра на музыкальных инструментах («Полька» С.Рахманинов)

Рефлексия


Приложение 1

Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу


Приложение 2

Чистоговорка «ШУ-ШУ-ШУ»

Вот послушайте, прошу! ШУ-ШУ-ШУ
Я шуршунчиком шуршу! ШУ-ШУ-ШУ
Я с собой его ношу! ШУ-ШУ-ШУ
И шуршу, шуршу, шуршу! ШУ-ШУ-ШУ


Приложение 3

Чистоговорка «ЧЕ-ЧУ-ЧИ-ЧА»

Че-че-че-че.
Грязь у Мишки на плече.
Чу-чу-чу-чу.
Искупать его хочу.
Чи-чи-чи-чи.
Тише, Мишка, не кричи!
Ча-ча-ча-ча.
Ведь вода не горяча.


Приложение 4

Шведская народная песня «Паучок»

Пау-паучина
Паутину свил.
Вдруг закапал дождик,
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло,
Стало припекать.
Пау-паучина
Трудится опять!


Приложение 5

Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять»

Обезьянки вышли погулять.
Обезьянки стали танцевать.
И одна из них вдруг пошла домой поспать,
Потому что надоело танцевать.