Здоровьесберегающая деятельность учителя на уроках научно-естественного цикла в начальных классах в рамках ФГОС

Разделы: Начальная школа


Здоровьесберегающая деятельность учителя начальных классов не теряет своей актуальности уже несколько десятилетий. К сожалению, исследователи всё ещё отмечают негативное влияние школьного обучения на здоровье школьников, выражающееся, к примеру, в увеличении втрое количества близоруких детей к окончанию школы и нарушении осанки как основной проблеме младшего школьного возраста.

Формирование здорового и безопасного образа жизни младших школьников является одним из требований ФГОС НОО. В связи с этим, сохранение здоровья ребёнка, использование всех возможных форм здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов, является актуальной педагогической проблемой. Отдельные мероприятия, нацеленные на реализацию здоровьесберегающей деятельности педагога, сменяются системными исследованиями о создании в школе специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании саногенного мышления учащихся, учителей как основы здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, так как на современном этапе развития человеческого общества такие ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой – нужно немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения. Если задуматься, что лежит в основе таких страшных явлений жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, подчас утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая только за то, что кто-то не хочет отдавать свой телефон, имеет не такой как у них цвет кожи, разрез глаз? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу, огромного числа среди подростков? При кажущейся разновидности этих явлений их причина одна – отсутствие, какого то ни было уважения к своему и чужому здоровью, к своей и чужой жизни. Может быть, у этих выросших на компьютерных играх детей, утрачивается чувство реальности и осознания уникальности жизни, формируются иллюзии, что у человека много жизней, как и у героев их любимых компьютерных игр. Как убедить ребёнка, что он глубоко заблуждается? Начинать эту кропотливую работу надо с самого раннего детства, когда ребёнок жалеет тех, кому больно, любит растения и животных, старается заботиться о маленьких и слабых. В младшем школьном возрасте необходимо формировать у него потребность заботиться о собственном здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни. Помощь в этом окажет огромный арсенал традиционных для школы средств, которые имеют огромный здоровьеформирующий потенциал. Одним из таких средств является содержание научного-естественно образования. Именно здесь формируются понятия и принципы здорового образа жизни, происходит становление личности, создаётся здоровьесберегающие образовательные технологии.

Можно выделить два направления работы: организационное и методическое. Организационное направление включает в себя создание здоровьеформирующей образовательной среды. Здоровьеформирующая среда школы – это совокупность условий, организуемых школой при обязательном участии обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Для создания такой среды необходимы условия:

  • понимание всеми участниками образовательного процесса необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • благоприятное педагогическое и психологическое воздействие каждого учителя на своих воспитанников;
  • необходимый уровень грамотности педагогов и школьников по вопросам здоровья.

Методическое направление состоит в активации здоровьеформирующего потенциала традиционного образования в формировании здорового образа жизни, создании факультативных курсов, разработки программ внеурочной деятельности, ориентированных на здоровый образ жизни, использование специальных приёмов и методов преподавания, сочетании теории с практической деятельностью детей. Анализ образовательных стандартов, учебников показывает, что во многих УМК для начальной школы тема «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» занимает весьма скромное место. Работе над этой важной темой отводится мало учебного времени.

Также одной из причин низкой эффективности изучения здоровьеформирующих тем в рамках этого предмета состоит в отношении к ним учителей. Традиционно этот материал считался лёгким, менее важным, чем подготовка к каким-то ни было проверочным работам. Многие учителя ошибочно считают, что процесс формирования знаний о здоровом образе жизни можно рассматривать, исключая единство обучения, воспитания и развития. При обучении детей они используют информационно-ознакомительные сведения, чем обуславливают одностороннее понимание факторов ЗОЖ.

Таким образом, педагогу необходимо пересмотреть личное отношение к этому важнейшему аспекту образования, использовать в работе современные формы и методы. Темы о здоровье человека в курсе «Окружающий мир» более тесно связать с другими предметами учебного плана: ОЖС, физической культурой, музыкой, информатикой. Такая интеграция позволит активировать предметные знания учащихся для оценки конкретных ситуаций.

Соответственно, необходимо обновлять содержание научного-естественно образования, создавать специальные условия для активации его здоровьеформирующего потенциала. Тогда мы добьёмся повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьесберегающих факторах, сформируем мотивацию к ведению здорового образа жизни и детьми, и родителями, повысим уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.

Направления здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов можно разделить на следующие аспекты: формирование валеологических знаний, положительного отношения к здоровому образу жизни, мотивирование здоровьесберегающего поведения, просвещение родителей, создание условий, направленных на сохранение здоровья в образовательном процессе. Несмотря на то, что большую часть учебного времени в начальной школе занимает изучение общеобразовательных предметов, грамотный педагог всегда найдёт место и время для здоровьесберегающей деятельности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Определенную часть в планировании уроков и мероприятий должны занимать сохранение здоровья младших школьников, предупреждение вредных привычек, организацию безопасности жизнедеятельности учащихся. Разнообразными формами формирования валеологических знаний на внеурочных занятиях могут быть:

  • просмотр видеороликов;
  • встречи с интересными людьми, компетентными в вопросах здорового образа жизни;
  • выступления учащихся других классов;
  • тематические викторины;
  • выставки рисунков, акции;
  • классные часы валеологической тематики;
  • интерактивные игры.

Для того, чтобы внеклассные мероприятия по формированию у детей положительного отношения к здоровому образу жизни были эффективными, необходимо выполнять следующие требования:

  • мероприятия должны быть своевременными;
  • подготовка мероприятия должна быть тщательной;
  • на мероприятиях необходимо создать атмосферу искренности и открытости;
  • форма общения – диалог, совместный поиск оптимальных решений;
  • отобранные факты должны заинтересовывать и мотивировать к здоровому образу жизни.

Развивающие занятия, затрагивающие проблемы здорового образа жизни, а также культуры здоровья классный руководитель может организовать для младших школьников совместно со школьным психологом. Психолог может помочь классному руководителю учесть возрастные особенности младших школьников, грамотно отобрать содержание сообразно возрасту и выстроить развивающее занятие так, чтобы дети сами могли решить, какой характер поведения является ответственным и наиболее безопасным для жизни и здоровья. Кроме работы учителя с учащимися необходима работа с родителями. Как правило, такая работа организуется на родительских собраниях. Практика педагогической деятельности показывает, что наиболее интересной темой для родителей является тема «Анатомофизиологические особенности детей младшего школьного возраста». В результате беседы и проведения анкетирования родителей были получены сведения о том, как часто занимается их ребёнок физкультурой, посещает ли он спортивные секции, бассейны, делает ли утром зарядку. На родительском собрании совместно с родителями я разработала памятку о том, как организовать полноценное питание младшего школьника. Что касается создания условий в образовательном процессе, направленных на сохранение здоровья младших школьников, то из опыта работы могу перечислить следующие. Учителям начальных классов не стоит пренебрегать физкультминутками. По моимнаблюдениям, внимание к физкультминуткам у учителей снижается от класса к классу, а в третьем и четвёртом классах они часто совсем отсутствуют. Тем не менее, даже кратковременная систематическая двигательная активность позволяет восстановить правильную осанку, активизировать внимание, вернуть бодрость и работоспособность. В первом и во втором классе я провожу две-три физкультминутки за урок, в остальных классах – по одной. Учащиеся с удовольствием сами демонстрируют упражнения одноклассникам под музыку или под чистоговорку, декламирование которой одновременно является и тренировкой памяти. Также хорошей традицией в педагогической практике стало использование офтальмотренажёра, обычно расположенного над школьной доской, в хорошо обозреваемом месте из любой точки класса. Несложные упражнения, занимающие не более полминуты, позволяют укрепить глазные мышцы и способствуют сохранению зрения. Общеизвестно, что для активной мыслительной деятельности, а также предупреждения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, необходим достаточный доступ кислорода. Такое простое мероприятие, как проветривание классного кабинета на каждой перемене позволяет решать эти задачи. Так, соблюдая несложные правила здорового образа жизни ежедневно, мы приучаем детей к поведению, позволяющему снижать риски и сохранять здоровье.

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность учителя начальных классов – процесс многосторонний. Залог успеха, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы сам учитель был сориентирован на здоровый образ жизни, а также целенаправленно и систематически использовал все возможные и доступные ему формы, направленные на формирование валеологических знаний, положительного отношения к здоровому образу жизни у детей, поддержку здоровьесберегающего поведения младших школьников.