Методы изучения природы. 5-й класс

Разделы: Биология, Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: А.С.Пушкин, викторина, сказка, Наблюдение, Измерение, Биологические науки


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок-соревнование.

Цель: сформировать представление о методах изучения природы; способствовать расширению познавательной активности учащихся на уроке.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развитие познавательного интереса и активности средствами целостного построения интегрированных элементов в системе учебных понятий.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;
  • развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование положительных личностных качеств таких, как добросовестность, трудолюбие, отзывчивость, способствовать коллективной сплоченности учащихся.

Оборудование: Презентация Microsoft Office PowerPoint;

  • карточки с заданиями;
  • цветные буквы;
  • разрезные иллюстрации животных;
  • Портрет А.С.Пушкина;
  • сказочная иллюстрация «У лукоморья дуб зеленый;
  • иллюстрации животных из задания «Загадки от белки»;
  • бумажный клей;
  • цветные буквы со словами «Сказка», «Путешествие», «Экскурсия»;
  • толковый словарь русского языка (экземпляры по количеству групп учащихся).

Ход урока

I. Организационный этап

Создание эмоционального настроения.

На перемене учащиеся выкладывают из букв слова по группам. Первая группа: экскурсия; вторая группа: путешествие; третья группа: сказка. Цветовая гамма букв в словах разная: экскурсия – красные и оранжевые буквы; путешествие – желтые, зеленые и голубые буквы; сказка – синие и фиолетовые буквы. Учащиеся работают весь урок в группах. На ватмане форматом А3, нарисованы контуры облаков, солнца, растений, животных. На перемене учащиеся приклеивают буквы с полученными словами на ватманы, происходит формирование команд (групп).

Учитель: Здравствуйте, учащиеся пятого класса!

- Кто из вас любит читать сказки? (поднимите правую руку).

- Кто любит сочинять сказки? (поднимите левую руку).

- Кто из вас любит смотреть сказки? (поднимите обе руки).

Сегодня благодаря сказкам мы совершим экскурсию в мир живой природы и сможем изучить новую тему (тема закрыта полосками из белой бумаги).

На уроке произойдет волшебное путешествие в страну сказок, нам предстоит ответить на вопросы сказочных персонажей, которых придумал русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Слайд №1. Портрет А.С.Пушкина.

Мотивация к учебной деятельности.

Задание «Облачное знакомство». Учащиеся заполняют анкету, вписывая свои данные в облака на рисунках.

  1. Ф.И. ученика.
  2. Мой любимый цвет.
  3. Моя любимая оценка.
  4. Мое любимое занятие в свободное время.
  5. Оценка, которую «Я» хочу получить на уроке.
  6. Моя любимая сказка А.С.Пушкина.

II. Этап проверки домашнего задания

Учитель:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
(А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила».)

Слайд №2. Иллюстрация «У лукоморья дуб зеленый».

Задание «Ученый кот»

Учитель: Ученый кот мог не только говорить сказки и заводить песни, он задавал умные вопросы, всем тем, кто путешествовал по сказочной стране. Остановка у зеленого дуба и вопросы ученого кота.

  1. Наука, которая может определить качество «златой цепи»? (Химия – наука о веществах)
    Слайд №3. Золотые изделия.
  2. Наука, которая изучает «дубы»? (Ботаника - наука о растениях)
    Слайд №4. Многообразие растений.
  3. Наука, которая изучает «котов»? (Зоология - наука о животных. Териология – наука, которая изучает млекопитающих.)
    Слайд №5. Многообразие животных.
  4. Какая наука изучает растения и животных? (Биология – наука о живых организмах).
    Слайд №6. Многообразие растений и животных: на примере природных сообществ.

Задание «Загадки от белки»

Учитель: В какой сказке А.С.Пушкина белка поет песенки и грызет необычные орехи?

Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
(А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане.)

Ответы учащихся дополняются иллюстрациями животных.

Водяные мастера
Строят дом без топора. (Бобры)

Летом мёд ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит… (медведь)

Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знают девочка и мальчик —
Любит есть морковку… (заяц)

В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец.
Как зовут его? (Песец)

В тишине холодных ночек,
После часа или двух
Мы услышим среди кочек
Неожиданное: “Ух!”
Птицы хищные летят,
Ловят мышек и зайчат. (Совы)

Учитель:

- Кто среди животных «лишний» и почему? (Совы – птицы).

Слайды №7-11. Животные: бобры, медведи, зайцы, песец, совы.

- Какая наука изучает многообразие птиц? (Орнитология).

- Какая наука изучает зверей? (Наука о зверях, млекопитающих – териология).

III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Задание «Превращения Князя Гвидона»

Учитель: О чем просил князь Гвидон прекрасную лебедь?

Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?»
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
(А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане)

Слайд №12. Изображение лебедя из сказки о царе Салтане.

Учащиеся получают отрывки из произведения, в которых нужно вставить пропущенные слова, среди, которых могут быть неверные ответы: пчела, комар, шмель, мошка, муха.

Тут он в точку уменьшился,
….. (Комаром) оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.

Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В …. (муху) князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез.

Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
…. (Шмелем) князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.

Слайды № 13-15. Изображение насекомых: комар, муха, шмель.

Вопросы:

- В каких насекомых превращался Гвидон?

- Какая наука изучает насекомых? (Энтомология – наука о насекомых).

Задание «Золотая рыбка»

Учащиеся читают стихотворение по строчкам с выражением.

Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе». (А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке).

Слайд №16 Золотая рыбка.

Что означает слово «мудрость»?

Использование толкового словаря, выбор ответа.

  1. Глубокий ум.
  2. Человек, который опирается на жизненный опыт.

Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова)

Обобщение: мудрость находит отражение в словах, а слова складываются в народные пословицы.

Учащиеся выбирают одну пословицу, и объясняют ее значение для группы.

- Какая из пословиц подходит рыбаку и почему?

1. Торопливый дважды одно дело делает.

2. Нужно поклониться, чтобы из ручья напиться.

3. Мало хотеть, надо уметь.

4. Сломать легко, сделать трудно.

5. Всякая работа, мастера хвалит.

6. Глазам страшно, а руки делают.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

Задание «Желание золотой рыбки»

Используя знания о биологических науках, помогите золотой рыбке вновь вернуться в синее море.

Задание дописать определения. Определить смысл системы расположения понятий с позиции возрастания, усложнения или упрощения организации живого организма.

- Наука о клетке - ….. (цитология).

- Наука о строении организмов - …..(анатомия).

- Наука о жизнедеятельности организмов- ….. (физиология).

- Наука о рыбах -….(ихтиология).

- Наука о животных - ….(зоология).

- Наука о живой природе -….(биология).

IV. Физкульминутка

Любопытная Варвара
Смотрит влево… (поворачиваются влево)
Смотрит вправо… (поворачиваются вправо)
А потом опять вперед, (наклоны вперед-назад)
Тут немного отдохнем (поднимают руки верх и вниз)
На носочки поднялись,
Опустились, чуть присели, поднялись и опустились.

V. Этап изучения новых знаний

Учащиеся составляют схему из понятий. Защита по группам.

Методы изучения природы, наблюдение, эксперимент, измерение.

Учитель просит учащихся посмотреть на доску, для того чтобы открыть тему урока. Как называется тема урока? (Методы изучения природы)

Какое название группы: сказка, экскурсия или путешествие не прозвучало на уроке? (Экскурсия). Сейчас мы совершим небольшую экскурсию в семью биологических наук.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного материала

Группы складывают разрезанные иллюстрации живых организмов и их склеивают. На работу с текстом отводится по 3 минуты. Команды отвечают на вопросы.

Первая группа

Осьминог

Теутология - наука, изучающая осьминогов и других головоногих моллюсков. Короткое, мягкое тело не имеет скелета, что помогает осьминогу проникать в предметы с «узким горлышком». Мощные челюсти, похожи на клюв попугая. У моллюска восемь щупалец, на каждой щупальце 300 присосок. Во время охоты головоногие моллюски способны менять окраску и выпускать чёрные чернила.

Вопросы по тексту:

1. Объясните способность осьминога проникать через самые узкие отверстия?

2. Сколько всего присосок у осьминога?

3. Какая наука изучает моллюсков?

4. Что общего у осьминога и попугая?

5. Какой метод позволил вам изучить животное?

6. Какого цвета чернила у осьминога?

Белка-летяга

Летающий грызун. Обитает на территории России. Размеры: длина тела от 12 до 22 см, длина хвоста от 11 до 13 см. Согласны ли вы с выражением «летающий грызун»?

Вторая группа

Гепард

Хищное млекопитающее. Обитает на Ближнем Востоке, в Африке. За 3 секунды развивает скорость до 110 км/ час. Масса взрослого гепарда 40-65 кг, длина тела 115-140 см. Хвост до 80 см. Высота в холке до 90 см. Аэродинамическое строение тела. Обтекаемая форма туловища. Когти частично втяжные. Бежит гепард прыжками длиной в 6—8 м. Каждый прыжок равен половине секунды.

Вопросы по тексту:

1. Можно ли назвать гепарда прекрасным бегуном саванны?

2. Если сравнивать гепарда со спортсменом, то это бегун на длинные или короткие дистанции? 3. Что означает выражение «аэродинамическое строение тела»?

Какаду

Это достаточно крупные и средних размеров попугай длиной от 30 до 60 см, массой 300–1200 г. Клюв сильно загнутый, длинный и очень массивный. Название этого семейства попугаевых переводится на русский язык как «кусачки». Самки и самцы не отличаются внешней окраской, только размерами. Птицы хорошо лазают по деревьям. Родина какаду: Австралия, Новая Гвинея.

Вопросы по тексту:

1. Как переводится название семейства какаду?

2. Отличительная особенность во внешнем строении птицы?

3. Что лучше всего умеет делать какаду: летать, прыгать или лазать?

Третья группа

Слон

Слоны, обитающие в Африке, имеют длину от кончика хобота до кончика хвоста 7,5 метров. Высота до 3,3 метров. Средний вес около 6 тонн, максимальная масса до 10 тонн.

Рост индийского слона достигает 2,7 метров, самки животного чуть ниже - до 2,2 метров. Длина тела варьируется от 5,5 до 6,4 метров, наибольшими размерами отличаются самцы. 

Вопросы по тексту:

1. Какие виды слонов описаны в тексте?

2. Какой вид зоологи считают гигантами суши?

3. Определите отличительные особенности во внешнем строении у слонов разных видов (размеры головы, уши, бивни, самки и самцы).

Анаконда

Гигантская (обыкновенная, зеленая) анаконда или водяной удав — самая массивная змея современной мировой фауны. Змей изучает серпентология. Основная окраска тела анаконды — серовато-зелёная с двумя рядами больших бурых пятен округлой или продолговатой формы, чередующихся в шахматном порядке. По бокам тела идёт ряд желтых пятен меньшего размера, окружённых чёрными кольцами. Анаконда не ядовита — ее слюна совершенно безвредна для человека, хотя раны от зубов могут быть весьма болезненны. Существует множество сведений об анакондах длиной более 6 метров.

Вопросы по тексту:

1. Какая наука изучает змей?

2. Перечислите видовые названия анаконды?

3. Почему анаконду называют «зеленой»?

4. Какое название закрепилось в старой литературе за анакондой?

VII. Этап систематизации изученного материала

Изучение живой природы очень часто происходит благодаря таким качествам человека как внимательность. Наблюдение за живой природой сопровождается описанием морфологических особенностей внешнего строения и измерением индивидуальных характеристик организмов.

Схема урока «Методы изучения природы», на доске. Учитель обращает внимание учащихся на новое понятие.

Эксперимент (опыт) – метод, который помогает изучать свойства живой и неживой природы.

Учащиеся перечисляют оборудование для научных исследований:

- Увеличительные приборы (телескоп, лупа, микроскоп);

- Измерительные приборы (секундомер, рулетка, термометр);

- Лабораторное оборудование (пробирка, колба, спиртовка).

Слайды №17-19. Приборы для научных исследований.

«Занимательная химия»

Опыт №1. Извержение вулкана. Краска, вода, разбавленная уксусная кислота, питьевая сода. В бумажном конусе делается отверстие и накрывается химическая реакция, яркая пена скатывается по бумаге.

Опыт №2. Синее яблоко. Разрезается яблоко пополам. С помощью пипетки, небольшое количество йода, наносится на мякоть яблока. Мякоть яблока начинает синеть.

VIII. Этап закрепления изученных понятий

Обобщите, дополните или определите понятие.

- Эксперимент, наблюдение, измерение – это … (методы изучения природы).

- Ученый, который изучает насекомых … (энтомолог).

- Секундомер относится к увеличительным или измерительным приборам?

- Объектом изучения теутологии являются змеи или моллюски?

- Кто тяжелее африканский или индийский слон?

- Кто длиннее анаконда или африканский слон?

- Осьминог выпускает черные, коричневые или черно-синие чернила?

IX>. Этап информации о домашнем задании

Первая группа

  1. Можно ли по цвету чернил узнать моллюсков других видов?
  2. Какую массу может удержать одна присоска?
  3. Почему так сложно освободиться от «объятий» осьминога?
  4. Кто крупнее белка-летяга или белка обыкновенная?

Вторая группа

  1. Объясните факт, что часто добыча гепарда достается другим хищникам?
  2. Какие когти у семейства кошачьих?
  3. Какому виду относится гепард?
  4. Содержат ли какаду в домашних условиях, перечислите условия содержания этой птицы?

Третья группа

  1. Как слоны поддаются дрессировкам?
  2. Какую роль слоны сыграли в истории человечества?
  3. Перечислите известные виды слонов?
  4. Какой вид слонов самый маленький?
  5. Опишите особенности охоты анаконды.
  6. Опасен ли водяной удав для человека?

X. Этап подведения итогов урока

Команды подводят итоги. Оцениваются результаты урока. Отмечаются лидеры команд. Выделяются сложные, интересные вопросы и задания.

XI. Рефлексия

Учитель просит выбрать следующие слова или выражения, учащиеся могут их перефразировать:

  • «Я - Молодец»,
  • «Мне было трудно отвечать на задания»,
  • «Мне было интересно путешествовать по сказкам А.С.Пушкина»;
  • «Я узнал много нового»;
  • «Экскурсия в живой мир мне понравилась».
  • «Мне понравились опыты» и т.д.

Учащиеся рисуют звездочки на ватмане цветными карандашами.

Список литературы

  1. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения /В.М.Букатов, А.П.Ершова. - М.: Первое сентября, 2000. 224с.
  2. Голубева Е. Занимательное естествознание /Е.Голубева. - СПб.:Тритон, 1997. 368с.
  3. В мире природы, истории и литературы: сборник загадок/ М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. - 472с.