Психологическое сопровождение выпускников как ресурс при подготовке к экзаменам

Разделы: Школьная психологическая служба


В рамках концепции модернизации российского образования осуществляется переход к государственной итоговой аттестации в формате основного государственного экзамена для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 классов. Наряду с предметной подготовкой, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. В связи с этим, организация психологического сопровождения всех участников образовательного процесса, начиная с выпускников и их родителей, включая педагогов и администрацию образовательного учреждения, стала одной из актуальных задач.

Экзамены были, есть и будут всегда и везде. По своей сути они является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. Нынешние выпускники поступили в первый класс, когда государственная итоговая аттестация стала проводиться в штатном режиме, т.е. они приняли ситуацию как данность. Как показывает практика, только порядка 30% выпускников девятого класса продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях. В основном это мотивированные учащиеся, осознанно выбравшие профиль углубленного изучения отдельных предметов в десятом и одиннадцатом классах. Педагоги тренируют школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Старшеклассники посещают курсы, репетиторов, которых нанимают родители, покупают пособия для подготовки к экзаменам. Казалось бы, проблем не должно быть. Однако, высокая степень тревожности, напряжения у выпускников сохраняется. В свою очередь, повышенный уровень тревоги приводит к снижению концентрации внимания, работоспособности, а значит, к дезорганизации деятельности во время экзамена.

Психологическое сопровождение школьников, включающее в себя продуманную систему мероприятий и предусматривающее создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшения вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышения функциональных возможностей школьников, является ресурсом охраны психического здоровья школьников при подготовке к экзаменам, в частности, и в получении опыта психологической закалки для серьезных жизненных испытаний  в целом. Изданы книги, рассматривающие теоретическую сторону данной проблемы и  содержащие готовые программы по психологическому сопровождению. Информацию по организации мероприятий также можно найти на просторах Интернета, взять целиком, а лучше  адаптировать для работы с выпускниками, чтобы экзамены для них не превратились в пытку и приносили настоящие страдания. На преодоление этого рубежа без чрезмерного напряжения, страхов и слез была направлена и наша с коллегой программа «Психологическое сопровождение выпускников» с использованием сингапурских структур обучения. Проведение занятия из данной программы на тему «Уверенность» соавтором, практикующим педагогом-психологом одного из общеобразовательных учреждений города получило высшую оценку на зональном этапе республиканского конкурса «Педагог-психолог года – 2015», а в финале позволило войти в семерку лучших. Позднее данная программа стала Лауреатом республиканского конкурса авторских дополнительных программ мастер-классов «Педагог-мастер», который дал «право на проведение мастер-класса в системе дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации, стажировочных  практик, проблемных семинаров, практических конференций».

В независимости от авторства, психологическое сопровождение должно строиться с учетом главного фактора, провоцирующего развитие одного из самых распространенных видов стресса – отрицательных переживаний экзаменуемых. Выпускники школ признаются, что страдают от головной боли, тошноты и диареи, обострения все кожных заболеваний, общего недомогания, растерянности, паники и страха. Их мучают кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих); они становятся чрезмерно  самокритичными. Как правило, при стрессе человек ощущает сильное беспокойство: чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой. Сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение, неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться являются четкими симптомами стрессового состояния. Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека вместе с ухудшением сна и аппетита, наблюдается резкая смена настроений, занижение самооценки. Депрессия воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам. В то же время на занятиях обязательно нужно отметить, что в малых дозах стресс просто необходим, т.к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме – это и есть положительная сторона стресса. Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно. И волнуются выпускники одинаково сильно; тому доказательство результаты интересного эксперимента российских психологов, замеривших у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления).

Знание теоретического материала дает возможность изменять, дополнять, усовершенствовать, иногда даже персонифицировать программу психологического сопровождения выпускников, успешно применять в практической работе. Учащиеся вполне в состоянии контролировать свои эмоции и могут преодолеть экзаменационный стресс, который  порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушением режима сна и отдыха.

В программу включены упражнения, прежде всего, направленные на минимизацию физиологических проявлений волнения. Как правило (как уже говорилось), это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко, при этом нужно считать «про себя»: на три счета – вдох, на три – выдох. Даже в самую жаркую погоду школьнику пригодится теплая кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом. Физический комфорт способствует тому, что у самого нервного ученика состояние паники сменится всего-навсего легким мандражом.

«Я так боюсь! Мне плохо! Я уже ничего не помню, точно провалюсь!» - среди выпускников всегда находятся те, которые провоцируют возникновение тех же эмоций у окружающих, ведь «бояться» вместе гораздо легче. Просмотр и обсуждение мультфильма «Котенок по имени Гав» и обыгрывание сюжета является профилактикой «коллективного» страха, который на некоторых людей оказывает парализующее воздействие. Поэтому данная категория выпускников должна решить для себя, что лучше: переживать в одиночку, отойдя в сторонку, или ему нужна «группа поддержки» в лице родителей, друзей.

В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. С задачей, в основном, не справились те, кто не смотрел фильм вообще или смотрел невеселый фильм. Шуточный тест «Готов ли ты к сдаче ЕГЭ?», обсуждение на тему «Экзамен – это…», просмотр и обсуждение фильма «Наваждение» Леонида Гайдая способствуют снятию эмоционального напряжения. Если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, только к лучшему.

В программу психологического сопровождения выпускников включены также упражнения по гармонизации работы полушарий мозга, в спокойном состоянии которые работают согласованно. Обмен информацией между ними осуществляется через мозолистое тело. Стресс блокирует нормальное течение нервных процессов через этот узкий участок. «Память отшибло» или «слова не мог вымолвить» – точное  описание того, что происходит в мозгу. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи; с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Кинезиологические упражнения  выпускники могут использовать даже во время экзамена, когда нет возможности встать и подвигаться, во-первых; они не требуют дополнительного оборудования, большого пространства или много времени, во-вторых. Например: сидя на стуле, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги; затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки; вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы  сцепленные пальцы были направлены кверху; при этом смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу на вдохе, расслабляя его на выдохе.

Своевременное квалифицированное психологическое сопровождение выпускников является ресурсом при подготовке к экзаменам. Доказано практикой.

Литература

https://econet.ru/articles/149303-9-kineziologicheskih-uprazhneniy-kotorye-zastavyat-mozg-rabotat-na-polnuyu-moschnost