Конспект игрового занятия с детьми старшего дошкольного возраста квест-игра по сказке «Репка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Квест (от англ. quest – поиск) - представляет собой активную, приключенческую игру, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры с детьми старшего дошкольного возраста проста – группа (команда) детей, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, которые подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. Игра включает в себя определенную последовательность точек и заданий, объединенных общим сценарием. В игре дети, используя свой опыт, знания, интеллект, смекалку, силу, должны выполнить все задания за определенное время (25 мин.). Выполнив одно задание, команда получает направление на следующую точку, где выполняется следующее задание, и т.д. до последнего задания и получения конечного результата.

Цель Event квест- игры: сплочение детского коллектива, создание положительного психо-эмоционального настроя, атмосферы загадки, приключения и веселья для всех участников игры. Игра направлена на решение следующих задач:

 Образовательные:

  • закрепить знания детей о произведениях русского народного творчества;
  • учить понимать идейное содержание произведения;
  • формировать пространственно-временные представления;
  • обучать умению подбирать заместители персонажей сказки;
  • обучать детей переносить сюжет сказки в игру с выполнением различных заданий.

Коррекционные:

  • стимулировать интерес к познавательно-поисковой деятельности;
  • развивать память, внимание, словесно-логическое мышление и способность мыслить креативно, побуждать к импровизации;
  • развивать речевые навыки: выразительность и темп речи, силу голоса;
  • фонематический слух;
  • формировать у детей коммуникативные навыки, эмоционально-волевую регуляцию поведения;
  • развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Воспитательные:

  • улучшить психологический микроклимат в детском коллективе;
  • развивать способность правильно оценивать поступки персонажей и события произведения;
  • формировать интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать умение работать в команде;
  • воспитывать чувство справедливости, дружелюбия, взаимовыручки.

Оборудование:

  • персонажи сказкок «Колобок» и «Репка»,
  • картинки с изображением хороших и плохих поступков,
  • пластмассовые крышечки,
  • разрезная картинка репки,
  • воздушный шарик,
  • ленточка,
  • миска с крупой,
  • объемная Репка,
  • мешочек со свежими овощами,
  • компьютер, экран,
  • онлайн игра,
  • театральные атрибуты для героев сказки,
  • магнитная доска, магниты,
  • карта-схема, записи муз. произведений.

Методические приемы: ИКТ, словесный; наглядный; игровой.

Организация детей: дети входят в зал, приветствуют гостей, и садятся в круг посередине муз.зала. Ритуал приветствия с массажным мячиком-ежиком.

Ход игры

Вступительное слово воспитателя (педагога-психолога): Ребята, у нас сегодня необычная игра. Попробуйте отгадать, какой она будет.

Как весело, как весело
Отправиться с друзьями.
И в это путешествие
Гостей зовем мы с нами!

Воспитатель. У меня в мешочке лежат фигурки героев двух сказок, они все перемешались. Я предлагаю вам помочь героям найти свою сказку. Расставьте ( на столике) героев так, чтобы было понятно из каких они сказок. (Дети выполняют задание)

Педагог-психолог: Хорошо. Назовите, какие это сказки. («Репка» и «Колобок»). Проверим, никто у вас не заблудился и попал не в свою сказку? (Обсуждение)

А сейчас ответьте на вопросы:

1. Сколько героев в каждой сказке? (7)

2. Что есть общего в сказках? Есть ли похожие герои (люди, животные). Найдите общие признаки.

3. Есть ли предметы похожие по цвету, форме?

4. Какие есть отличия? (животные дикие и домашние, репка- овощ, колобок - хлебное изделие, разное количество людей и животных)

Воспитатель: Мы с вами недавно вспоминали сказку «Репка». Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая… И тут возникла проблемная ситуация. В этой сказке народная мудрость подсказывает решение сложной проблемы: каким образом можно выполнить трудное дело, с которым не в силах справиться одному человеку?

В ходе обсуждения мы с вами выяснили, что иногда для того, чтобы сказка стала еще интересней можно придумывать новых героев, изменять сюжет. Напомните мне, с какими новыми героями мы познакомились в измененной сказке «Репка»? (дети отвечают). Но в этой сказке не было вас. Я предлагаю вам стать героями сказки «Репка». Но для этого нам надо поставить цель, зачем мы хотим стать героями сказки? (важно подвести детей к верному ответу) Чтобы перерыть как кроты Деду грядки? (Дети отвечают). Если «нет», то тогда зачем? (Дети отвечают, что хотят помочь Деду вытащить репку).

Вопрос воспитателя: Желание Деду помочь – это хороший поступок? А то, что Лиса съела Колобка? (Дети отвечают, их хвалят за правильный ответ).

Воспитатель: Так вот, ребята, что бы попасть в сказку нам надо выяснить «Что такое хорошо, и что такое плохо». Вот вам карточки, выложите из них 2 дорожки: на одной дорожке изображены хорошие поступки, а на второй плохие? (дети выполняют, по окончании гости из зала могут пройти и оценить правильность распределения картинок, обсуждение).

Вопрос воспитателя: По какой дорожке мы с вами отправимся ? (Дети делают выбор, и под мелодию о доброте направляются к столу, где находится игрушка Деда).

Педагог-психолог: Вот дедушка я привела Вам помощников Репку тащить. Выросла ли она?

Музыкальный руководитель (озвучивает Деда): Да, наверное, выросла, но я не помню, где ее посеял. Хочу я вам открыть секрет. Репку можно найти по карте. У каждого героя сказки есть кусочек карты. Собрав карту можно найти место, где я посеял Репку! Идите дети к бабке.

(Далее педагог-психолог предлагает детям выбрать капитана команды, так как впереди предстоит поиск частей карты. Дети выбирают капитана и отправляются в путь).

Подходят к первой метке, где установлена игрушка «Бабка».

Педагог-психолог (озвучивает Бабку): Ой, очень рада, что детишки вы ко мне пришли. Я отдам вам кусочек карты, если поможете найти репку среди овощей. (Дети вынимают из мешочка овощи, выкладывают на поднос, называют их, находят репку, но она без ботвы).

Педагог-психолог: А чего не хватает у репки? (дети отвечают и находят в мешке недостающую ботву, вставляют в репку, получают кусочек карты).

Дальше дети направляются к Внучке! Внучка просит детей помочь ей найти 10 отличий (онлайн-игра). Молодцы, отдает кусочек карты, и посылает к Жучке.

Третья часть карты хранится у собачки Жучки. Она дает детям задание: Одной команде составить из частей целое. (Дети собирают из частей репку на магнитной доске). Другой команде: на столе распределить героев сказки «Репка» из пластмассовых крышечек по убыванию. Дети, выполнив задание, получают кусочек карты и бегут к метке - Кошке.

Четвертая часть карты у Кошки. Задание: «Угадай мелодию» (2-3 фрагмента). Дети получают кусочек карты и бегут к Мышке (метка в центре зала)

5. Мышка просит помочь ей найти спрятанные припасы в миске с крупой! Дети ищут и находят воздушный шарик и зеленую ленточку.

Воспитатель. Обсуждает с детьми найденные предметы. Приходят к выводу, что Мышка перепутала репку с воздушным шариком. Как сделать, чтобы шарик стал похож репку.

Вносят в зал надутый шар с зелеными лентами. Ну вот и Репка.

Вопрос: Можно такую репку вытащить из земли? Дети отвечают, что такого быть не может. Воздушный шарик(репка) поднимется в воздух так как он легкий, вытащить репку (шарик) из земли не получится. Чтобы найти настоящую Репку, детям нужна последняя часть карты. Мышка отдает детям последнюю часть карты.

Дети собирают на магнитной доске карту из кусочков и отправляются по ней на поиски Репки! (Карта-схема музыкального зала, где указано, что Репка спрятана за кулисами). Дети находят ее и выносят на середину зала. Репка найдена. Теперь надо ее вытащить. Дети распределяются по ролям и, тащат Репку.

Обратная связь (рефлексия) Дети садятся в круг на ковре. Воспитатель ведёт беседу, задает вопросы. Дети отвечают, понравилась ли им игра и т.д. Идет обсуждение, делаются выводы:

1. В одиночку трудную проблему решить невозможно.

2. Трудная проблема решается только в согласии, дружбе и взаимной помощи. И даже самый немощный («мышка») может помочь в решении дела. «Не смотри, что я маленький, зато удаленький».

3. Помощь в совместном усилии должна быть бескорыстной. Какой прок собаке, кошке или мышке от репы? Но технология хороших дел такова: если ты кому-нибудь поможешь, то и на твой зов откликнутся. Даже если просто скажут спасибо, то тебе будет приятно.

Дети и взрослые угощаются репкой с мёдом, лимоном, прощаются с гостями и под музыку покидают зал.

Список литературы

  1. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. «Методы развития памяти, образного мышления, воображения» М.: Эйдос, 1996. 59 с.
  2. Русская народная сказка «Репка» Для дошкольного возраста. - Минск: «Русич», 2000 г.
  3. Фалькович Т.А.,. Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: 4-7 лет: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования, 2009г., Издательство: Вако.

13.06.2019