Название и запись трехзначных чисел

Разделы: Начальная школа


Программа и весь учебник Л.Г. Петерсон направлены на развитие всех сторон познавательной деятельности учащихся. В связи с чем, ход урока построен таким образом, что на каждом его этапе содержится материал по развитию внимания, памяти, мышления (классификация, аналогия, обобщение, сравнение). Он закрепляет представления о составе трехзначного числа, а также имеет новое – знакомит детей с особенностью записи трехзначного числа без десятков.

Урок проходит в форме путешествия с элементами театрализации (задания приносят сорока, курица, заяц). Все этапы урока взаимосвязаны, так как имеют общую идею связи материалов из "Красной книги " с математическими данными и заданиями, с помощью которых дети узнают новое и закрепляют его на примерах.

Новый материал дается через постановку проблемы и открытия детьми новых знаний, подтверждения умозаключения, которые делают сами ученики. Информация подобрана в соответствии с уровнем интереса и восприятия детьми 7–8 летнего возраста материала в игровой и занимательной форме, учитывалась их физическая утомляемость (2 физкультминутки для опорно-двигательного аппарата и для глаз), а также с учетом особенностей их познавательных способностей, поэтому используется много заданий, связанных с отгадыванием, анализом, запоминанием.

В связи с тем, что класс участвует в экологическом эксперименте, материал подобран во взаимосвязи с природой Москвы и Московской области.

Контроль усвоения знаний, умений навыков организован через проверку заданий устно, на доске, с помощью геометрического материала и рассуждений детей.

Цели:

  • продолжить рассмотрение нумерации чисел в пределах тысячи, выражение трехзначных чисел в различных единицах счета, единицах измерения;
  • изучить трехзначные числа с нулем в разряде десятков, сотен;
  • продолжить обучение анализировать и решать задачи;
  • повторить знания о периметре, способе его вычисления;
  • формировать и развивать мыслительные операции (классификацию, аналогию, обобщение, сравнение);
  • развивать воображение детей;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к младшим братьям;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • рисунки животных, ребусы, схемы;
  • графическая модель – сотни, десятки, единицы;
  • геометрический материал к задачам;
  • книжки-считалки у детей и наглядная книжка на доске;
  • конверты с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово?
К уроку все готово!

II. Актуализация опорных знаний

1. Разгадывание ребусов.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но нас будут сопровождать друзья – животные. А кто это? Отгадайте сами (рис. 1).

заяц курица сорока
Заяц Курица Сорока

Рис. 1

(Рисунки с зайцем, курицей и сорокой вывешиваются, как только дети их угадали. Они находятся на доске, и каждое животное имеет конверт с заданием).

– Правильно, молодцы. Но путешествие не простое, а по книге, забыла, как она называется. Давайте отгадаем название, решив математический диктант, который принесла сорока (открывается конверт).

2. Работа в тетради.

– Запишем число, месяц, классная работа.

3. Математический диктант.

  • Запишите наименьшее двузначное число. (10)
  • Увеличьте 16 на 4. (20)
  • Уменьшите 48 на 18 (30)
  • На сколько 84 больше, чем 39? (на 45)
  • Запишите последующее числа 49. (50)
  • Запишите предыдущее числа 71 (70)
  • Первое слагаемое – 70, второе – 5. Найдите сумму? (75)
  • Уменьшаемое – 90, разность – 10. Найти вычитаемое. (80)

Далее идет проверка математического диктанта.

– Каждому числу ответа соответствует буква, соединив их, вы расшифруете слово (рис. 2). Готовы, вперед!?

10 20 30   40 45   70 20 75 50 40 45 80 50
 
ч т л   н и   с т р а н и ц а

Рис. 2

4. Постановка проблемы.

– Возьмите с собой книжки-считалки.

1-я страница – "Животные"

– Посмотрите внимательно, какие животные живут в наших лесах (рис. 3). Назовите их.

Рис. 3

Рис. 3

– Как вы думаете, кто здесь "лишний"?

– Почему?

– На какие группы можно разделить остальных?

– В наших лесах живет 3 сотни 7 десятков 8 единиц белок. Наберите это число графической моделью.

(Ученик работает у доски с графической моделью).

– А медведей 4 сотни 3 единицы.

– В чем особенность? Почему возникла проблема?

III. Открытие новых знаний

1. Числа с нулем в разряде десятков.

– Выполним задание, используя графическую модель.

4 сотни 0 десятков 3 единицы = ???? • • • = 403

– Как в записи этого числа мы покажем отсутствие десятков? (0) Какое это число?

– А как запишем число, если медведей две сотни четыре единицы?

2. Работа с доской.

а) подтверждение умозаключений (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

б) выполнение задания по образцу.

– Лисы составляют 3 сотни 2 единицы. Наберите это число.

– А лошадей, несмотря на то, что это домашнее животное, осталось очень мало. Есть районы, где их 1 десяток 8 единиц.

– Ребята, что интересного вы заметили? (Если число состоит из десятков и единиц, то в сотни 0 не показывается.)

3. Физкультминутка.

"Зайка"

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.

(Имитируют движения по ходу стихотворения.)

IV. Первичное закрепление

1. Решение задачи. (Задание у зайца).

– А интересно, что нам принес зайчик с книжки.

Для подкормки лошадей купили 30 кг овса, а ржи и пшеницы – по 25 кг. За первую неделю израсходовали 22 кг корма, а за вторую неделю – на 16 кг больше. Сколько кг корма осталось?

а) Самостоятельный анализ.

б) Заполнение схемы (образец на доске).

в) Комментированное решение и запись задачи в тетради.

2. Работа с книжкой.

– Открываем 2-ю страницу. "Редкие бабочки, занесенные в Красную книгу" (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

а) беседа по рисунку.

– Дети вы прочитали названия видов бабочек?

– Сейчас запишем, сколько их живет летом в нашем районе.

  • Хвостоносец Махаон – 5 сотен 2 единицы.
  • Толстоголовка тире – 2 сотни 5 единиц.
  • Павлиний глаз /дневной/ – 2 сотни 5 десятков.
  • Желтушка торфяная – 4 сотни 5 десятков.
  • Бархатница Бризенда – 4 десятка 5 единиц.

Дети записывают цифры в тетради.

– Прочитайте эти числа, запишите их в порядке возрастания.

(45     205     250      450     502)

Пока дети называют числа, учитель на "странице" под каждым видом наклеивает карточку с числом.

– Назовите числа, в которых отсутствуют единицы, десятки.

3. Сравнение (< > =).

– Поставьте нужный знак

502 205
205 502
45 450

– Объясните.

– Дети, каких бабочек летом мы можем видеть, каких очень мало.

4. Запись числа.

– А теперь будьте очень внимательны. Назовите, число, которое наберет (паук, птица), пройдя по намеченному пути. Запишите получившееся число. (538, 136 и т.д.)

V. Повторение и закрепление пройденного

1. Работа с книжкой.

а) Решение примеров.

– Здесь мы встретили, мудрую змею (рис. 6). Она на нас так лукаво смотрит. Дело в том, что она приготовила задание. Справимся?

Рис. 6

Рис. 6

900 – 300 = 29 + 45 = 34 + 26 – 48 =
900 – 200 = 39 + 45 = 34 + 36 – 58 =
900 – 100 = 49 + 45 = 34 + 46 – 68 =
  • Проверка примеров. Что интересного заметили?
  • Раскрашивание змеи в соответствии с ответами.

2. Физкультминутка.

"Бабочка"/ Упражнение для глаз.

И.п. – основная стойка.

Поморгать глазами, как бабочка крыльями машет (10 раз).

б) Вычисление периметра четырехугольника.

– Посмотрим на следующую страницу. Что это? А для чего нужен людям зоопарк? Сейчас мы посмотрим, какой периметр в городе занимает наш зоопарк? Посмотрим на карту (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 7

– Что такое периметр, как его найти, что для этого надо сделать?

– Нужно измерить линейкой длины сторон четырехугольника и найти периметр?

– Молодцы! Угадайте, какие звери живут в зоопарке!

2. Геометрические задачи.

– Вы очень хорошо сегодня путешествовали по нашей книжке и справились со всеми заданиями, но есть у курицы еще одно небольшое задание. Сделаем? (Последняя страница книжки).

В пятиугольнике найди фигуры такие же, как фигуры Д, Л, Ф (рис. 8). Впиши номера в фигуры.

Рис. 8

Рис. 8

VI. Итог урока

Беседа.

– Молодцы, вы отлично справились в путешествии с трудностями.

– Что нового узнали? Расскажите.

– Что уже из известного раннее повторили?

– За активную работу и старание наши друзья дарят вам подарки.

VII. Домашнее задание