Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме". 8 класс

Разделы: Технология


Цели.

  • Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
  • Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
  • Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

  • хакасские национальные костюмы,
  • эскизы орнаментов, пословицы о труде,
  • табличка «сегодня на уроке»,
  • тетрадь, ручка, карандаш, резинка,
  • технологические карты по выполнению практической работы.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Орнамент и его история.
  3. Применение орнамента
  4. Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» — обшлага, «инмен» — наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические,
  • растительные,
  • образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением ? части фигуры.
  3. Симметричный орнамент
  4. Асимметричный орнамент.

Рассмотреть образцы (примеры).

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

Тема: Изготовление лекал хакасского национального орнамента.

Цели:

  1. ознакомить с техникой выполнения лекал хакасского национального орнамента;
  2. сформировать знание и умения по изготовлению лекал орнамента на бумаге;
  3. воспитывать трудолюбие, бережливость и эстетический вкус.

Инструменты и оборудование:

  • альбом с национальным орнаментом,
  • хакасские костюмы,
  • образцы орнамента,
  • цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка,
  • технологические карты.

Вводный инструктаж: правило техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

Последовательность выполнения.

1. Сложить лист пополам.
2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.
3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).
4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

  • назначение орнамента (где будет применен),
  • назвать тип орнамента,
  • общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.

2. Лекало хакасского национального орнамента.