Открытый урок по теме: "Разделительный мягкий знак"

Разделы: Начальная школа


Урок составлен по материалам учебника авторов: Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой 2 класс, Москва, “Просвещение”, 2004 г и программе “Школа России”.

Цели:

  • познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака;
  • дать понятие мягкого знака как разделительного, так и показателя мягкости;
  • научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; работать в паре;
  • учить соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми они располагают;
  • формировать навыки правописания; самооценки и самоконтроля.

Урок, посвященный теме “Разделительный мягкий знак” начинается с мотивации.

I. Мотивация.

У: Ребята, я рада видеть вас на уроке отдохнувшими, веселыми. Если у вас хорошее настроение, то вы готовы постигать новые “вершины” русского языка.

II. Разогрев учебной группы.

У: К нам в гости пришел Незнайка. Он почему-то невеселый и задумчивый. Что же случилось? Он писал словарный диктант и допустил много ошибок. Давайте ему поможем их исправить.

На доске: Масква, Родена, Россия, горад, сталица, красная площать, строна, диревня.

Дети находят ошибки и записывают слова в тетрадь с комментированием.

III. Постановка учебной цели, вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели.

1. У: Ребята, у нас сегодня ещё один гость. Кто он, догадайтесь сами.

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)

Он очень рад, что вы его узнали, посмотрите, как он вам улыбается. Но ему очень интересно, что вы о нем знаете?

Д: Не обозначает звука.

У: Так если он не обозначает звука, то он может и не нужен совсем?

Д: Он нужен для обозначения мягкости согласных.

У: Назовите слова, в которых для обозначения мягкости согласного надо писать эту букву.

Дети называют.

У: Ребята, посмотрите на доску. В каких случаях мы прочитаем слово, а в каких – только слог? Посмотрите, как Незнайка задумался.

2. Наблюдение роли Ь разделительного.

На доске: пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт.

У: В чем особенность написания этих слов?

Д: Они написаны с мягким знаком.

У: А что случится со словами, если убрать Ь?

Д: Они превратятся в слоги.

У: Какую роль Ь играет в этих словах?

Д: Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.

У: Прочитайте правило в учебнике. Выделите ключевые слова. Перескажите правило.

Д: Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е,ё,и,ю,я и показывает, что согласный не сливается с гласным.

У: Незнайка не понял, чем Ь – разделительный отличается от Ь – показателя мягкости. Кто ему объяснит?

Д: Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е,ё,ю,и,я, он не обозначает мягкость, а показывает, что согласный не сливается с гласным.

У: Что-то Незнайка все равно грустный. Он не может выполнить задание. Давайте ему поможем.

На доске: Пью, альбом, пальто, пьёт, сосулька, метель, житьё.

У: На какие две группы можно разбить эти слова?

Д: Слова с мягким знаком – показателем мягкости – и разделительным мягким знаком.

Самостоятельная работа: дети записывают слова в два столбика.

Проверка: дети работают в парах, обмениваясь тетрадями.

У: Молодцы! Помогли Незнайке.

Физкультминутка.

3. Звукобуквенный анализ слова вьюн

Один ученик у доски.

У: Какие звуки обозначает буква ю?

Д: [й, у]

У: Кто помнит, в каких случаях буквы е,ё,ю,я обозначают два звука?

Д: В начале слова и после гласной.

У: Вы молодцы, со всеми трудностями справляетесь и Незнайке помогли. А теперь каждый может выбрать задание по душе.

4. Задания на выбор (3 варианта).

Те, кто выполнит задание 1 – умницы, задание 2 – молодцы, задание 3 – Знайки.

Дети выполняют выбранное задание.

Проверка: Работа в парах (взаимопроверка).

Задание 1.

Вставить пропущенную букву.

Волч.я пасть, лис.и повадки, заяч.и уши, межвеж.я берлога

Задание 2.

Исправить ошибки Незнайки, подчеркнуть орфограммы.

Хлопя снега падают на опавшие листя. Под елю спрятался зайчонок.

Задание 3.

Составить предложение из слов каждой строчки. Почеркнуть слова с Ь – разделительным.

Скол.зят, по, кон.ках, л.ду, на, мал.чик, б.ет, ветер, лицо, в, жарко, но, друз..ям.

Проверка: Ребота в парах (взаимопроверка).

Упражнение 184, с. 137 – самостоятельно.

IV. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (каждому ребенку выдается листок с оценочной шкалой).

У: Молодцы! Хорошо сегодня на уроке работали, и Незнайка развеселился, что со всем справились.

V. Домашнее задание (по выбору)

  1. По учебнику стр. 139, упр. 187;
  2. Записать по 7 слов с Ь - разделительным и Ь – показателем мягкости.
  3. Составить 3–5 предложений на тему “Зимушка-зима”; чтобы в них были слова с Ь – разделительным.