Разработка информационной модели и реализация на ее основе базы данных в среде Ms Access

Разделы: Информатика


Лабораторный практикум «Разработка информационной модели и реализация на ее основе базы данной в среде Ms Access»

Лабораторный практикум предусматривает выполнение творческого задания на протяжении 3 занятий по 2 урока по 40 мин.

Цели занятий:

Обучающие:

1. построение информационной модели по заданной тематике;
2. совершенствовать навыки работы в среде СУБД Access:

  • повторить и систематизировать навыки работы с созданием и заполнением таблиц,
  • повторить и систематизировать навыки работы построения запросов на выборку,
  • стимулировать интерес воспитанников к созданию информационных моделей и построения баз данных,
  • подготовиться к зачету.

3. совершенствовать навыки работы в текстовом процессоре Ms Word;
4. совершенствовать навыки работы в программе создания презентаций Power Point.

Развивающие:

  1. развитие коммуникативно-технических умений,
  2. развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности,
  3. развитие формулировать цель и направление выполненной работы,
  4. развитие умения представлять результаты выполненной работы,
  5. развитие умения оценивать результаты выполненных действий,
  6. развитие умения пользоваться предложенными инструментами.

Воспитательные:

  1. воспитывать умение грамотно распределить время для выполнения задания,
  2. воспитывать умение определять первоочередные задачи и вспомогательные;
  3. воспитывать умение аргументировано отстаивать свое мнение без выяснения межличностных отношений.

Тип занятий:

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков,
  • целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок самостоятельных практических работ.

Форма обучения: групповая форма (работа в парах).

Метод обучения: метод упражнений.

Структура занятий:

Занятие 1.

  • оргмомент,
  • получение индивидуальных заданий на группу,
  • выполнение индивидуальных заданий в среде СУБД MS Access;

Занятие 2.

  • оргмомент
  • выполнение индивидуальных заданий в среде СУБД MS Access;
  • создание описания структуры информационной модели в текстовом процессоре Ms Word,
  • подготовка материала к защите проекта в программе Power Point;

Занятие 3.

  • оргмомент,
  • защита проектов,
  • обсуждение проектов учащимися и учителем,
  • проведение итогового теста по работе в среде СУБД Ms Access.

Оборудование: компьютеры, операционная система Windows 2000, лицензионный пакет MS Office, приложение Ms Access, карточки с индивидуальным заданием (Приложение1), карточки критериев оценки проектов (Приложение 2), итоговый тест ( Приложение 3).

Ход занятий:

Занятие 1. Цель занятия: разработка информационной модели задания и создание макетов таблиц и запросов в среде СУБД Access.

1. Оргмомент.
2. Объявление темы занятия.
3. Разделение класса на группы по 2-3 человека; распределение карточек с заданием (Приложение 1); разъяснение хода выполнения задания и объявление критериев оценивания работы.

Учитель: Лабораторный практикум предусматривает разработку информационной модели и реализацию ее в среде СУБД MS Access. Разработать информационную модель по заданию и схематически представить ее, используя средства MS Word. По информационной модели построить базу данных, которая должна состоять из 3-4 таблиц, содержащих 4-5 полей записи. Для связей между таблицами рекомендуется применять целые числовые поля. Если по заданию можно обойтись меньшим количеством таблиц или полей в таблице, то в текстовом документе должно быть аргументированное обоснование. Для каждого задания выделены основные задачи: решаемые задачи, запросы, выборка, вычисления. После создания макета БД должна быть создана презентация, в которой определяются цели создания БД и решаемые задачи при использовании этой БД. Как вспомогательный инструмент могут быть использованы формы как для таблиц, так и для запросов.

Учитель объявляет темы для разработки информационной модели. Учащиеся разбиваются на группы и выбирают тему для разработки. Учитель раздает карточки с заданиями (Приложение1).

4. Самостоятельная работа учащихся над построением информационной модели задания и разработка макетов таблиц для заполнения данными. Учитель помогает советами командам, обратившимся к нему за помощью.
5. Заключительное слово учителя.

Учитель разъясняет цель и задачи поставленные перед учениками, рекомендует каким дополнительным справочным материалом воспользоваться для создания БД.

Занятие 2. Цель занятия: создание и редактирование таблиц, заполнение таблиц, разработка запросов; создание презентации к защите проекта.

1. Оргмомент.
2. Самостоятельная работа учащихся в среде СУБД Ms Access. (Учитель отвечает на вопросы команд, возникающие по ходу выполнения задания)
3. Самостоятельная работа по созданию презентации к защите проекта.

Занятие 3. Цель занятия: защита проектов, обсуждение результатов работы каждой команды.

1. Оргмомент (5 мин).
2. Подготовка команд к защите проектов. Раздача карточек с критериями оценки проекта (Приложение 3) (5 мин).
3. Защита проектов (30 мин).

Команды представляет разработки своих творческих проектов. Представители других команд и учитель проверяют работу команды, защищающей проект, и оценивают работу, руководствуясь заранее известными критериями.

4. Обсуждение проектов (15мин).

Учащиеся обсуждают работу каждой команды и выставляют вместе с учителем оценки. Дополнительные баллы могут добавить за оригинальное решение поставленных задач, полное использование возможностей СУБД Access.

5. Проведение итогового теста (23 мин).
6. Заключительное слово учителя (2 мин).

Самоанализ занятий лабораторного практикума.

Данный блок занятий проводится после изучения создания и редактирования таблиц и создания запросов на выборку, изучения групповых операций и создания вычисляемых полей.

Занятия построены на деятельной основе, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся.

Учащиеся должны:

  • грамотно распределить время выполнения задания,
  • определить самостоятельно цели и задачи выполнения задания,
  • самостоятельно определить методы решения поставленной задачи.

В отличие от предыдущих занятий, где при изучении инструментария СУБД Access, учащимся предлагались готовые таблицы, четкий алгоритм создания или редактирования таблицы или запроса, в этой работе учащимся самостоятельно нужно разработать структуру таблиц, схему данных, выбрать тип запроса для решения поставленной задачи.

Неявный контроль со стороны учителя во время помощи командам заключается во всесторонней проверке результатов обучения предыдущих занятий (овладения знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация в коллективе в целом и умение распределить роли для выполнения творческого задания).

При выполнении задания учащиеся решают задачи реальной жизни, причем эти задачи выбраны из разных сфер профессиональной деятельности. Подобная работа позволяет решить следующие учебные задачи:

  • применение и закрепление ранее приобретенных знаний на конкретном материале, изучение терминологии;
  • понимание изучаемого материала;
  • применение и анализ ранее изученных методов для выполнения конкретных задач;
  • синтез. Учащиеся разрабатывают план действий для выполнения творческого задания;
  • оценка (суждение на основе имеющихся данных и суждения на основе внешних критериев).