Сочетание метода проектов и методики УДЕ на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи к судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.

Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”

Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Начало XXI века ознаменовано реформой российского образования, или проще реформой школы. Школа знаний – школа ЗУН – школа развития личности – таков вектор поступательного движения, причем не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его поглощения, освоения и движения вперед.

Поэтому современная школа и современный учитель должен решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладения опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности на базе применения алгоритма и модулирования знаний.

Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

В чем же должна тогда состоять цель изучения информатики в школе? Я полагаю, что в результате эффективного обучения, должна быть сформирована так называемая “компьютерная зрелость”, которая формируется постепенно, проходя следующие стадии:

  • Компьютерная грамотность:
    • осведомленность о предмете, первичное ознакомление;
    • элементарная компьютерная грамотность (компьютер и ИТ здесь являются объектом усвоения в обучении).
  • Компьютерная компетентность:
    • функциональная;
    • системная (компьютер и ИТ становятся средствами учебной деятельности, а затем и труда).
  • Компьютерная зрелость:
    • креативная компетентность (компьютер и ИТ выступают как объект творчества и средство созидания человеком себя как профессионала и личности).

Если уровень 1 может складываться стихийно, то усвоение на более высоких уровнях не возможно без активного участия самих обучающихся.

В поисках новых методик преподавания и анализе уже существующего опыта обнаруживается, что основная часть успешных исследований концентрируется вокруг нескольких идей. Из них в своей практике я использую сочетание следующих методик:

  • Методика УДЕ (авторы Эрдниевы);
  • Метод проектов;
  • Планирование результатов обучения;

Методически обусловлено совместное и одновременное изучение родственных понятий, одновременное изучение взаимообратных действий. Естественно, что для этого требуется особый подход к изучению некоторых разделов информатики, а так же специальная система упражнений, использование образной информации и высокого уровня сложности изучаемого материала на всех этапах образовательного процесса.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых “продуктов”.В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные;
  • личностные;
  • социальные;
  • литературно-лингвистические;
  • математические;
  • художественно-соматические;
  • манипулятивные;
  • технологические.

Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Поэтому для методики УДЕ наиболее удачным является метод проектов, как универсальный метод в школьной практике. (идея Джона Дьюи – педагогическая технология практической направленности).

Приведу примеры заданий, используемых для работы со школьниками среднего возраста (5–8 класс) при изучении темы “ Текстовый и графический редактор”. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы с упражнениями учитель может выбрать в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Задание 1.

Разбейте слова на слоги, второй слог каждого слова напишите большими буквами, скопируйте выделенные слоги и вставьте справа от текста, прочитайте полученное слово:

а) змея, рама
б) пуговица, молоток, лава;
в) укор, бузина, тина.

Задание 2.

Здесь записаны вперемешку два стихотворения В.Левина строчка из одного и строчка из другого. Одно стихотворение автор назвал "Грустная песенка". Разделите текст на два стихотворения, придумайте название второму.

Раз, два, три, четыре, пять, Целый месяц под дождем
Кошка учится считать. Мокнет крыша, мокнет дом,
Мокнут лужи и поля, Потихоньку, понемножку
Мокнет мокрая земля. Прибавляет к мышке кошку.
И далеко от земли Получается ответ:
Мокнут в море корабли. Кошка есть, а мышки нет!

Задание 3.

Вставьте пропущенное слово:

Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (мышка)

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ...(принтер)

Задание 4

Запишите, о чем или о ком идет речь:
"Это ученик или ученица, которые могут быть в любом классе, но чаще их больше в 1–2 классах. А в старших классах их либо нет, или встречаются очень редко".

Как правило, все задания, выполняемые внутри одной темы, я объединяю в один общий проект, например, в случае “Графический и текстовый редактор” – это выпуск небольшой компьютерной газеты “Информатика”, в которую входят материалы, созданные детьми.

Посмотреть пример газеты.

Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”

Моя позиция заключается в том, чтобы научить ребенка не пасовать перед трудностями, совершать выбор, научить его учиться самому, отстаивать свою точку зрения, подчеркивать сою “Самость” и “Я”. В своей деятельности я придерживаюсь слов Выготского, что “всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание”.