Интерактивно-проектний подход в современному учебному заведении

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная школа очень трансформировалась: лицеи, гимназии, колледжи, школы искусств... О последних казалось бы и говорить незачем. Учат там одаренных детей рисовать, танцевать, петь. А вот о том, что рядом с множеством профессиональных предметов эти одаренные дети должны овладеть государственную программу из общеобразовательного цикла, наверное, знают лишь те, кто там работает. Как такой трудный процесс сделать не только более легким, а еще и интересным!

Интерактивно-проектний подход в изучении определенной тематической области разрешает активно использовать интерактивные формы деятельности, побуждать учеников к выявлению собственного интереса, творческого исследования, избранного учеником аспекта плановой темы. Так, в рамках интегрированного проекта общеобразовательных и профессиональных дисциплин на факультете театрального искусства КДАИ ученикам предлагаются задача за интерактивными технологиями: дискуссии в стиле ток-шоу, игровое моделирование, мозговые штурмы, коллективные групповые задачи, семинары “Сам себе учитель”, выпуски информационных альманахов, проектные формы деятельности.

Интеграция разных предметов, а особенно во время изучения литературы, не является чем-то новым. Такой метод используется давно и довольно эффективно. Обычно интеграция предметов используется для усиления изучения какого-то одного из них и происходит несистематически, является работой одного учителя, его видением предмета через призму других. Сегодня вашему вниманию будет представлен проект интегрированного курса из пяти предметов. Заметьте, что ни один из предметов не является стержневым: они вместе несут единые познавательные, развиваюшие и эмоциональные нагрузки. Такой проект возник не случайно: творческий потенциал детей и преподавателей, стремление глубокого погружения в профессию, которая выходит далеко за границы школьной программы, рациональное использование учебного времени - все это является движущей силой такого проекта.

Поскольку мы возьмем во внимание конкретную школу - Киевскую детскую академию искусств, то стоит вопрос: а что же можно сделать в этом случае? Дети пятого курса Академии изучают близкие предметы, которые могут объединиться или на определенных этапах пересечь: зарубежная литература, украинская литература, история искусств, музыкальная литература, театральная игра. Главным предметом для детей есть театральная игра. А что же такое театр? Театр, как и музыка или литература, - вид искусства. Главное в нем - сценическое действие, спектакль, в процессе которой раскрывается содержание произведения. Драма и комедия, опера и балет, оперетта и водевиль - все это разные жанры театрального искусства. Поэтому театр - это синкретический вид искусства, который объединяет в себе литературу, музыку, хореографию и другие виды искусства. Исторические процессы, которые происходили в искусстве, изучает предмет истории искусств. Учитывая это, усилие педагогов на определенных этапах преподавания можно объединять.

Для более удобного соотнесения этих предметов можно объединить их календарно-тематические планирования в одно. Такое планирование предусматривает проведение на определенных завершающих этапах общих уроков для нескольких предметов. Именно такие уроки характеризуются глубиной, высокой информативностью, фундаментальностью, разноплановостью, которые оказывают содействие повышению уровня знаний учеников при уменьшении количества использованного времени. Для проведения итоговых уроков за темой для каждого из предметов нужно было бы использовать хотя бы урок, а при интеграции пяти предметов одновременно лишь два академических часа. Обычно же такой завершающий урок можно вложить и в один час, но все же целесообразна продолжительность - два академических часа. Уроки такого плана требуют сотрудничества учителей, правильного определения учебной, развивающей, воспитательной цели, эффективного выбора форм, методов и приемов учебной деятельности учеников соответственно их психолого-возрастным особенностям, способностям, уровню подготовки. Успех уроков зависит от того, насколько учителя контактируют с учениками, вызывают их на дискуссии, розмышления. Поэтому все этапы урока - вступительное слово учителей, сообщение темы и цели урока, актуализация опорных знаний, усвоение учебного материала, подведение итогов, оценивание работы школьников, домашняя задача - должны активизировать внимание и работу учеников.

Овладение литературного текста на комплексном уроке будет продуктивным лишь при условии синтеза научного и художественного типов познания. Поэтому именно в таком проекте предполагается глубокая исследовательская работа студентов в области разных видов искусств. Эта работа должна происходить на всех уроках предметов, которые предусмотрены проектом, может быть заложена домашняя задача, это и является подготовительным этапом к завершающим урокам тематических блоков. Степень исследовательской работы студентов и решает меру достижения определенных результатов на завершающем этапе. Взаимодействие разных видов искусства на уроке направлены на то, чтобы развивать не только логическое мышление, интеллект ребенка, а и формировать ее эмоционально-чувственную сферу. Т.е. интегрированный урок объединяет чувство и знание как учеников, так и учителей, несмотря на свою специфику, он является результатом творческого сотрудничества ребенка и педагога, как и любой другой урок.

Представленный урок будет интеграцией пяти предметов: зарубежной литературы, украинской литературы, музыкальной литературы, театральной игры и истории искусств. И это целиком закономерно. В музыке нашли свое отображение лучшие произведения зарубежной и отечественной литературы, музыка усиливает эстетичное влияние на слушателей, помогает развивать творческие способности, образное мышление. Театр - это объединение разных видов искусства, театральные спектакли создаются на основе литературных произведений с обязательным использованием музыки в большей или меньшей мере. Ни один человек не может существовать отделено от исторической эпохи, в котором он живет. Ни один из видов искусства не может существовать вне исторического развития. Именно историческое развитие искусств, их взаимодействие в исторических процессах и является предметом изучения истории искусств.

Немалый интерес вызывают и уроки, проведенные вне классной территории, которые проходят в форме творческого исследования. Например, студентам 5 курса (5 класса) предлагается исследование “Пейзаж в слове и красках”, что проводится в залах Музея русского искусства. Целью такого урока являются формирование интереса к самостоятельному мышлению во время анализа художественного произведения, желания к посещению музейного простору, подготовка к сознательному восприятию лекционного материала в ходе экскурсии.

Урок проходит по такому плану:

  1. получение поисковой задачи (учитель заранее оформляет цитаты из лирической поэзии на отдельных карточках);
  2. проведение “экскурсий тропами открытий” (каждый студент показывает найденное произведение и доказывает свой выбор);
  3. после просмотра всех найденных произведений, желающим предлагается самостоятельно составить загадку-описание любой из картин экспозиции и предложить другим разыскать избранную им картину;
  4. после такой работы можно предлагать детям общения с экскурсоводом музея.

Проектирование не должно быть панацеей для учителей, оно должны возникать как процесс творческого развития личности, средство глубокого раскрытия таланта каждого ребенка в сотрудничестве с преподавателями.

 Список литературы

  1. Астафьев Б.В. Избранные статьи в музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
  2. Барановская Р. Советская музыкальная литература. - Г., 1981.
  3. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: Для IV кл. ДМШ: Учебник. 11-- е изд., перераб. - Г.: Музыка, 1992.
  4. Денейко М.Т., Элин В.Ю. Изобразительное искусство 5-6: Учебное пособие. - Киев, 1981.
  5. Замойська М.Е. Зарубежная литература. 5 класс (система уроков). - Тернополь, 1999.
  6. Сборник методических находок участников конкурса “Учитель года” (По опыту работы учителей общеобразовательных школ) / Авт.-укл. Кудакова Л., Мальченко Г. и др. - Киев, 1997.
  7. Из истории музыкального воспитания / Хрестоматия. Составитель О.Апраксина. - Г., 1990.
  8. Коломієць Л. Украинский художественный перевод: от давности до современности // Всемирная литература. - 1999. - №2.
  9. Кузьменко В. Словарь литературоведческих сроков. - Киев, 1997.
  10. Панюков В., Прищепчук И. Сравнительно-историческое изучение произведения - важный способ формирования у учеников способности к собственным эстетичным суждениям // Всемирная литература. - 2001. - №4.
  11. Пометун О.И. и прочие. Современный урок. Интегрированные технологии обучения. - К.:Издательство А. С. К., 2004.
  12. Пономарев А., Артюх Л., Космина Т. и др. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник. - Киев: Лыбедь, 1994.
  13. Русская музыкальная литература / Под ред. Фрида Э. - Л., 1986.
  14. Скугаревская Є. В поэтическом образе в перевод // Зарубежная литература. - 2001. - №3.
  15. Степанишин Б. Космос украинского фольклора // Украинский язык и литература. - 2000. - №2.
  16. Тураев С., Тимофеев Л. Литература. Справочные материалы. - Г., 1989.
  17. В мире зарубежной литературы: пособие-хрестоматия для внеклассного чтения в 5 классе средних школ / Авторы-устроители: Мирошниченко Л.Ф., Исаева.О., Клименко Ж.В. - К.: Просвіта, 1998.
  18. Украинские народные сказки: Для мл. и серед. шк. возраста / Упоряд. и передм. Дунаевской Л.Ф. - К.: Радуга, 1990.
  19. Фурсова Л.О. Интегрированные уроки литературы. - Тернополь: Мандривец, 2004.
  20. Художник и сцена: Сб. статей и публикаций / Сост. Кулешова В.Н. - М: Советский художник, 1988.
  21. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. Беляева А.А. и др. - М.: Политиздат, 1989.