О некоторых возможностях совершенствования методики творческого диктанта на современном этапе

Разделы: Русский язык


В системе упражнений, активизирующих мыслительную деятельность школьника, большую роль играют диктанты. Диктант как тип упражнения по русскому языку прочно вошел в практику школы наряду с анализом, подбором и составлением примеров учащимися, конструированием, списыванием, пересказом (изложением) и созданием связанных текстов (сочинением).

В отличие от других типов упражнений диктант обладает одним очень важным преимуществом: в процессе его применения активно и одновременно действуют и ученик, и учитель, что создает атмосферу взаимной заинтересованности, особенно необходимой при формировании навыков. Как было отмечено Л.П. Федоренко, в классе, в котором большинство упражнений выполнялось под диктовку, грамотность оказалась почти в три раза лучше, чем в том, где преобладали самостоятельные работы по учебнику. Диктант поэтому является одним из эффективных типов упражнений на уроках русского языка.

Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973. – С.157-158.

Среди различных видов диктантов особое место занимают творческие диктанты, служащие одновременно задачам обучения правописанию и задачам развития речи.

Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.

Различают два вида творческого диктанта: на вставку слов и словосочетаний и творческий диктант с заменами. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет творческий диктант на вставку слов и словосочетаний, который не предусматривает в своем задании только вставку той или иной грамматической категории, что бы сводило задачи ученика к чисто механическому поиску слова. Сам характер творческого диктанта на вставку ориентирован на взаимоотношение грамматики и стилистики. Следовательно, этот вид диктанта содержит большие возможности для выявления стилистических функций грамматических категорий и тем самым оказывает решающее влияние на формирование лингвистических способностей школьников. Мы строили работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А.М. Пешковского – Л.В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий же диктант, на наш взгляд, и помогает связать грамматику и стилистику, грамматику и развитие речи на уроке русского языка. В творческом диктанте, как и в стилистическом эксперименте, мы перебираем различные варианты слов, выявляем отдельные оттенки их лексического значения; затем делаем подстановку этих слов в текст до тех пор, пока не придем к созданию наиболее удачного варианта текста. Следовательно, возможности стилистического эксперимента применимы и в творческом диктанте, и их необходимо использовать при подготовке и проведении диктанта. Известно, что ученик в процессе работы над созданием связного текста должен проходить этапы обучения. Такую роль, на наш взгляд, могут выполнять творческие диктанты.

Итак, творческий диктант – это тоже стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы, только проводимый на уровне обучения связным текстам. Учитывая это, можно определить творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи школьников, который предполагает частичное самостоятельное конструирование текста (на данной основе) с целью выяснения стилистических функций грамматических категорий.

Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи //Рус. яз. в шк. – 1996. - № 2. – С. 17-21.

Флеров В.А. Свободное слово //Свободное воспитание. – 1913. - №3. – С.37.

В качестве материала для вставки в текст творческого диктанта мы выбрали имя прилагательное, т.к. это очень интересная грамматическая категория в лингвистическом отношении: с одной стороны, в стилистическом плане, прилагательное – наиболее “живописующая”, выразительная часть речи, с другой стороны, прилагательное – показатель развития речи учащихся.

Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Картина воспитывает художественный вкус, который формируется как в самом наблюдении и восприятии прекрасного, так и в отборе языковых средств для передачи полученных впечатлений, что особую роль играет при написании творческого диктанта на вставку слов с использованием репродукций с картин художников.

Методисты подчеркивают, что ученик при работе над картиной строит предложения, отбирает слова из синонимического ряда, подыскивает необходимые выражения и тем самым обогащает свою речь. Картина подсказывает учащемуся тему, содержание, а порой помогает найти и форму выражения своих мыслей, определенные грамматические категории. Устные и письменные работы такого типа предоставляют учащимся возможность сочинять, отдаваться свободному полету фантазии. Живую речь нельзя устроить механически, одной памятью. Речь вырабатывается только в процессе творчества. Картина и является таким сильным стимулятором творческого процесса, она будит у детей стремление передать конкретно-наглядный образ словом.

В практике работы у В.А. Флерова не было обращения ни к музыке, ни к живописи; у Т.А. Ладыженской только сделан намек о возможности использования живописи на уроке творческого диктанта. Мы считаем, что систематическое использование музыки, живописи и других средств наглядности на уроке помогает школьникам в поиске нужного слова, учит детей выразительному и правильному его употреблению. Следовательно, музыка, живопись и есть тот дополнительный источник слов для вставки в текст творческого диктанта.

Флеров В.А. Свободное слово //Свободное воспитание. – 1913. - №3. – С.37.

Картины, музыка лишь тогда воздействуют на мышление и речь детей, когда они захватывают эмоциональную сферу. Лишь эмоциональное отношение к увиденному развивает потребность в выразительной словесной передаче воспринимаемых образов, поэтому на уроках творческого диктанта на вставку прилагательных по картине звучала музыка. Так, при подготовке к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень” прослушивалась “Песня жаворонка” П.И. Чайковского, а также пьеса С.В. Рахманинова “Пробуждение природы”; И.И. Шишкина “Зима” - пьеса И.П. Чайковского “Декабрь”; И.И. Левитана “Март” - пьеса П.И. Чайковского “Подснежник”; И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” - пьеса И.П. Чайковского “Масленица”; И.Е. Репина “Бурлаки на Волге” - русская народная песня “Дубинушка”; В.Г. Петрова “Тройка” - песня М.П. Мусоргского “Сиротка”; А.А. Пластова “Фашист пролетел” - песня А. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача “Священная война” и т.д.

Итак, творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Хотелось бы, чтобы учителя не забывали об этом виде диктанта и использовали на уроке русского языка.