Классный час для учащихся 1—4-х классов на тему: "Поговорим об этикете…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Предлагаемый Вашему вниманию классный час предполагает адаптированное для младших школьников краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Во время занятия предполагается использование корпоративных форм, что позволяет каждому учащемуся высказать своё мнение и узнать точку зрения одноклассников, находить убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты активизируют учащихся на протяжении всего классного часа, не дают ему скучать. Кроме того, создаётся ситуация успешности, более глубоко происходит усвоение изучаемого материала, развивается интерес к предлагаемой теме.

Цели. Учащиеся смогут:

  • познакомиться с историей этикета;
  • понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;
  • высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Материалы:

-карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

-приложение с иллюстрациями;

-задания для групповой работы на этапе “Введение понятия;,

-рабочий лист “Этикет в пословицах”.

Ход классного часа.

1. Мотивация.

Для создания мотивации используется приём "появление гостя". Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выраженем лица, см. приложение).

Учитель:

- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель вывешивает лист с изображением "близких Пети В."(Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,см. приложение).

Учитель:

- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

Дети высказываются.

Учитель:

- С возмущением Петя восклицает...

Учитель прикрепляет на доске лист с репликами “гостя”:

А кому нужны эти хорошие манеры?

Не все ли равно, как есть?

И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…

2. Введение понятия этикет”. Историческая справка.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, вывешивает лист:

1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

Дети дают ответы.

Учитель:

- Что для этого надо знать? На доске карточка с вопросительным знаком.

?

Выслушиваются предположения детей.

Учитель:

- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет. Карточка с “?” переворачивается.

этикет

Учитель:

- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

-Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Начинаем запуск "машины времени"…

- Включить контакты!

Дети:

-Есть включить контакты!
Учитель:

-Завести моторы!
Дети:

-Есть завести моторы!
Учитель:

-Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.
Вместе.(с закрытыми глазами):

  • 5, 4, 3, 2, 1…

Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение”(см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.

Учитель:

-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём.

Детям предлагается объяснить понимание девиза.

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность. мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.

Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентельмена и словами “XIX век. Джентельмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

- В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.

Учитель:

- Последняя наша остановка во времени - недалёкое прошлое русского народа.

Учитель вывешивает лист:

“ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.”

Петр I

 

Учитель комментирует:

-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать.

Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":

“Переводчики” №1.

… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

“Переводчики” №2.

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

“Переводчики” №3.

… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никиго не коснуться…

“Переводчики” №4.

… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

“Переводчики” №5.

…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками иножиком по тарелкам не стучать…

“Переводчики” №6.

… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения, инсценируют.

3. Рефлексия. Итог занятия.

Учитель:

-Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ?

Дети высказываются.

Учитель:

-Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было с вами интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей?

4. Применение.

Учитель:

- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?

Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах" (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах , комментируют её для одноклассников.

Рабочий лист “Этикет в пословицах”.

Задание №1: соедините половинки пословиц.

1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.

2. Береги платье снову, того и сам не делай.

3. У Сидора обычай, а честь смолоду.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.

6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.

Задание №2: объясните смысл пословицы.