Тема урока: "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Методы: частично- поисковый, поисковый, проблемный, исследовательский ; решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, самооценка.

Формы организации труда: – индивидуальная;

– фронтальная;

– групповая;

– индивидуально-дифференцированная.

Оформление: 1) Крылатые выражения. (Девиз урока)

2) на доске записаны устные упражнения.

3) дидактический материал (карточки с заданиями,карточки- инструкции)

4) плакат с индивидуально – дифференцированной работой на “3”,на “4”,на “5”.

ЦЕЛИ урока: 1) обучающая – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме “Решение тригонометрических уравнений”, создать условия контроля за усвоением знаний и умений.

2) Развивающая – способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления, математической речи, внимания и памяти, креативных способностей и навыков самоконтроля.

3) воспитательная- содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры.

ХОД урока

Сегодня, у нас обобщающий урок по теме “Тригонометрические уравнения”. Задача урока: обобщить основные методы решения тригонометрических уравнений и научиться применять их при решении уравнений повышенной сложности. Будем работать и вместе, и индивидуально, и в группах с консультантами, а в конце урока- дифференцированная работа на “ 3”, на “4”, на “5”.

Девизом урока предлагаю слова Сухомлинского, зашифрованные в ребусе. Для этого надо решать устные упражнения и по ответам находить слова этого крылатого выражения.

1) sin ( + x) 2) arccos (-x) 3) sin x = 0 4) 2 cos x = 1 5) 5sin2x-7+5cos2x
6) arctg 1 7) cos x = a 8) ctg x = a 9) x2 + 5x +6 =0 10)sin/4 +cos/2
11) sin (-x) 12) arcsin (-/2) 13)y = cos(x-) 14)arcctg(-1) 15) arccos (- 1/2)
16) sin (3/2 – x) 17) ctg(- x) 18)arcsin(-1)+arccos1 19) sin x = a 20) tg x = a.
21) tg/4 22) 72 23) sin2x+ tgx ctg x +cos2x 24) ()(+ ).  
X = У Ч И Т Е Л Ь
Б У Д У Щ Е М
-2 и 3 В Ы
– sin x С Е Г О Д Н Я
У Ч И Т Е Л Я,
  В
X = arcctg a + n, n ЄZ И
X= arctg a + n,nЄZ В
– arccos x М Ы
2 П Р О Г Р Е С С А
- Н О
X= (- 1)narcsin a +n, n Є Z И Н А Ч Е
X=n, nЄZ У Ч И М С Я
У Ч Е Н И К
X= В М Е С Т Е
2 Б У Д Е Т
М О И
49 НЕ
– cos x Д О Л Ж Е Н
– 2 Я
2 Н А У К Е
– sin x У Ч Е Н И К И.
– ctg x П Р Е В З О Й Т И
ВАШ

На плакате появляется эпиграф урока: “Сегодня – мы учимся вместе: я, ваш учитель и вы мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса ”. (Сухомлинский)

Ребята, вам, предлагаются 35 уравнений, которые надо распределить по методам решения. Сначала распределяете устно, а в конце урока эту классификацию надо оформить в виде диаграммы или блок-схемы. (Учитель показывает образец оформления).

1) 3sin?x- sinx cosx- 2cos?x=0 2) cos?x-9cosx+8 = 0

3) (ctg ) (cos+1) = 0

4) 2cos?x+3sinx=0

5) sin?x – 5cosx= sinx cosx – 5sinx

6) 2 cos?x – 11sin (- x) + 5= 0

7) sin (

8) cos2x – 7sinx+ sinx cosx=7 cosx

9) 1 – 4 sin2 (5x –

10)

11) tgx + 3ctgx = 4

12)

13) sinx + cosx =

14)

15) 3 – 4 sin2 (3x +

16) sinx = cosx + 2 | sinx|

17) 2 cos2x – sinx cosx + 5 sin2x= 3

18) (1 – sin x) (tg 2x – 3)=0

19) ctg 2 2x – 6 ctg 2x + 5 = 0

20) |cos x| = 2 cos x – sin x

21) ( cos x – 1)

22) sinx cosx + cos2x= 0

23) sin x = x –

24)

25) sin ( cos 2x)=1

26) sin x + 3x=0

27) sin x = – x

28) tg x + ctg x = 2

29) sinx

30) Найдите сумму корней уравненения

– tg 5x = 0 на промежутке [0;72]

31)Найдите сумму корней уравнения 1 – 4 sin?x=0,принадлежащих промежутку [0;2]

32) Найдите среднее арифметическое корней уравнения cos2 x + sin x cos x =1 на промежутке [ –; ]

33) Решите уравнение:

3sin2 x cos( /

34) Решите систему уравнений:

Когда уравнение по методам решения распределены, поработайте в группах, с консультантами. Здесь вы найдете карточки с заданиями, с инструкциями, учебные пособия, дополнительную литературу. В каждой группе подобраны уравнения, решаемые разными методами. Ваша задача при работе в группе: в течение 10 мин прорешать задания повышенной сложности, затем консультанту надо оценить работу каждого из вас, а вам ребята самим указать свое настроение в листах учета. После чего один-два учащихся из группы выходят к доске, на защиту своего решения.Таким образом на доске перед всеми учащимися класса представляется решение 4-8 уравнений повышенной сложности. (Пока класс работает по группам учитель работает со слабыми – индивидуально) После защиты,анализируем ошибки.

Образцы карточек: 

К-1 Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители.

Алгоритм решения:

1) вынесение общего множителя за скобки. Разложение на множители.

2) решение простейших тригонометрических уравнений.

Образец решения:

1) sin2 x + sin x cos x = 0

sin x (sin x + cos x) =0

sin x = 0 или sin x + cos x =0

x = n, или tg x + 1 = 0, cos x 0

nZ tg x = – 1

x = –

2) sin 2 x – 5 cos x = sin x cos x – 5 sin x

sin 2 x- 5cos x – sinx cosx+5sin x =0

(sin2 x – sinx cosx)+ (5sin x – 5cos x)=0

sin x (sin x – cos x) + 5(sin x –cos x)=0

(sin x – cos x) (sin x +5) = 0

sin x – cos x = 0 или sin x + 5 = 0

разделим почленно sin x = – 5

на cos x 0 нет решений,т.к

tg x-1 = 0 | sin x | 1

x =

Ответ:

3) Решите самостоятельно:

  1. (ctg
  2. sin x cos x + cos 2 x= 0
  3. cos 2x- 7 sin x+sin x cos x =7 cos x
К-2. Однородные уравнения I,II,III степеней.

Алгоритм решения:

1)деление левой и правой частей уравнения на cos x0, cos2x0 или cos2 x 0;

2) решение квадратного уравнения или уравнения третьей степени;

3) решение простейших тригонометрических уравнений.

Образец решения: 1) cos x + sin x=0

Разделим левую и правую части уравнения на cos x 0, тогда уравнение будет иметь вид + tg x = 0

tg x= –

x = – arctg(-)+?k,k ЄZ

x = –

2) Решите самостоятельно:

1) 2cos 2 x- sinx cos x +5 sin 2 x = 3

  1. sin x + cos x = 0
  2. sin2 x = 3 sin x cos x
  3. 3 sin 2x + sinx cosx = 2 cos 2
  4. 5sin 2 x – 14 sinx cosx – 3 cos 2x=2
  5. 3sin2x cos (+3sin2x cosx – sinx cos2x-sin 2 (x – cosx=0

Задание для снятия утомляемости глаз: нельзя водить руками, а лишь только глазами В таблице расположены числа от 1 до 20, но четыре числа пропущены. Ваша задача: назвать эти числа.

5 13 18 3
19 1 8 16
12 14 20 10
4 9 15 6

Задание на закономерности. Проанализируйте ряд чисел, узнайте по какому признаку он составлен и продолжите его: 2,9,20… (по первой букве)

121,22,40,… (по сумме цифр числа 1+2+1 = 4,2+2=4, 4+0=4.)

3,4,7,11,… (сумма предыдущего и последующего)

Индивидуально-дифференцированная работа. Дети выбирают сами.

На “3”. Решите уравнения: 1) sinx =

2) cos2 x – 9 cos x + 8 = 0

3) sin (

На “4”. Решите уравнение: 1) cos 2x – 9cos x +8=0

2) sin 2x sin 3x=0

3) cos x + sin x = 0

4) ( cos x – 1)

На “ 5”. Решите уравнение: 1) 2cos2x + 3sin x = 0

2) 3 sin x cos x – cos2 x = 0

3) Найдите среднее арифметическое корней уравнения

cos2 x + sin x cos x = 1 на промежутке [-; ]

4)

5) 3 – 4 sin2 (3x+

6) | cos | = 2cos x – sin x.

По окончании урока каждый ученик сам себя оценивает, отмечает это в листе учета. Подволятся итоги урока, анализируется работа каждого ученика.

Домашняя работа индивидуально-дифференцированная, причем каждому ученику есть возможность “ продвинуться”, те кто решал на “3” дома будет решать на “4”, кто на “4”,тот на “5”,а кто на “5”, тот на “5/5”.

Предлагаю закончить урок словами Я.А.Коменского: “ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию ”.