Тема урока: "Пищеварительная система"

Разделы: Биология


Цели и задачи урока:

1) Образовательные:

Систематизировать и обобщить материал темы, уточнить знания по основным вопросам, выявить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы, закрепить их; практическое значение в жизни человека: правила хранения продуктов, необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приёма и приготовления пищи.

2) Развивающие:

Развивать умения сравнивать, оценивать, узнавать изученные объекты на таблицах, рисунках, фрагментах в/ф;

уметь слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы.

3) Воспитательные:

Воспитывать у учащихся дух соревнования, коллективизма и взаимопомощи, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание;

Оборудование: таблицы “Схема строения органов пищеварения”, “Гигиена питания”, схемы, рисунки, в/ф “Пищеварение”; санбюллетени: “Пищевые отравления”, “Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика”, “Влияние алкоголя и курения на пищеварение”, “Язва желудка – это не шутка”, “Старайся – правильно питайся!"

Здоровьесберегающие технологии урока:

Зрительная гимнастика, гимнастика для пальцев, физкультминутка (проводится после каждой смысловой части урока).

Ход урока

I. Вводная часть урока. Постановка целей. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

1. Постановка проблемы

Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введённые шприцем прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Ответ учащихся.

Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему.

Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.

Углеводы – ферменты амилаза, птиалин, мальтаза

Белки – ферменты пепсин, трипсин

Жиры – ферменты липаза

Игра “Пирамида

Для игры класс делится на группы, которые получают задания. Из каждой группы вызывается пара учеников. Остальные учащиеся дополняют ответы. На доске вывешивается пирамида. Начинающая пара выбирает поле игры.

1. Конкурс “Да и нет”.

В этом задании необходимо найти правильные утверждения и записать их последовательно.

  1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.
  2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.
  3. Глотка является частью пищеварительного тракта.
  4. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода – это пищевые продукты.
  5. В состав эмали зубов входят соли кальция.
  6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.
  7. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.
  8. Дентин и цемент – это видоизменённая костная ткань.
  9. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.
  10. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

Правильные утверждения: 23, 56, 89.

2. Конкурс “Что это такое?”

Один из участников команд объясняет термин другой команде так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.

1. Печень 6. Пульпа
2. Двенадцатиперстная кишка 7. Кариес
3. Питательные вещества 8. Желудок
4. Поджелудочная железа 9. Толстый кишечник
5. Коренные зубы 10. Прямая кишка

3. Конкурс “Найди соответствие”.

Даны три понятия. Между первым и вторым понятиями существует определённая связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь.

  1. Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень)
  2. Лёгкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)
  3. Зубы: кариес = десна: (пародонтоз)
  4. Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка)
  5. Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы)
  6. Зуб: эмаль = желудок: (слизистая)
  7. Кровь: гематология = зубы: (стоматология)
  8. Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок)
  9. Всасывательная функция ЖКТ: слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ: (гладкая мускулатура стенок ЖКТ)
  10. Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты)

4. Конкурс “Один лишний”.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочная.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.
  7. У каждого зуба имеется выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин, находящийся в глубине челюсти корень.
  8. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.
  9. В ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной, окончательно переваривается.

5. Конкурс “Узнай орган по таблице”.

Один из участников получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, второй – называет эти органы.

1 – глотка, 2 – печень, 3 – ротовая полость, 4 – желудок, 5 – желчный пузырь, 6 – толстый кишечник, 7 – поджелудочная железа, 8 – тонкий кишечник, 9 – пищевод, 10 – прямая кишка, 11 – двенадцатиперстная кишка, 12 – аппендикс.

6. Конкурс “Расскажи мне расскажи…”.

Учащимся демонстрируется фрагмент “Пищеварение” видеофильма из “Курса анатомии и физиологии человека студии Квант. Затем проводится обсуждение по предложенным вопросам

Надо ответить на большее количество вопросов.

  1. Каково значение пищи?
  2. Какие типы зубов свойственны человеку?
  3. Почему необходима механическая обработка пищи?
  4. Почему необходимо беречь зубы?
  5. Как предупредить пищевые отравления?
  6. Какие меры первой помощи надо оказать больному до прихода врача при подозрении на пищевое отравление?
  7. Как предупредить заражение дизентерией, сальмонеллёзом, холерой?
  8. Почему нельзя есть плохо проваренное или прожаренное мясо?
  9. Почему на прогулке нельзя брать в рот растения, произрастающие на заливных лугах?
  10. Какой вред человеку приносят мухи?
  11. Какое влияние на пищеварение оказывают курение и употребление спиртных напитков?
  12. Какое значение для пищеварения имеют сервировка стола и хорошее настроение?
  13. Почему необходима кулинарная обработка пищи? Можно ли ограничиться употреблением только вареной пищи?
  14. Дайте физиологическое обоснование пословицы –

Аппетит приходит во время еды, поговорки – Когда я ем, я глух и нем.

7. Проводится самостоятельная работа по группам.

  • Систематизируйте знания в виде кластеров на тему: “Рациональное питание – залог здорового образа жизни”.

Проверяется правильность составления кластера, который должен включать следующие пункты:

  1. Сбалансированное питание.
  2. Режим питания.
  3. Четырёхразовое питание.
  4. Экологически чистая пища.
  5. Преобладание свежих фруктов и овощей.
  6. Тщательное пережёвывание пищи.
  7. Отсутствие переедания.
  8. Нормальный вес.
  9. Количество калорий, соответствующее затратам организма.
  10. Соблюдение правил личной гигиены во время приёма и приготовления пищи.
  11. Своевременное обращение к врачам – стоматологу, пародонтологу, ортопеду, гастроэнтерологу, проктологу.
  12. Соблюдать гигиенические правила.
  13. Своевременно делать прививки против дизентерии и брюшного тифа.
  14. Проводить обследование на наличие у детей глистов.
  • Приведите конкретные примеры деятельности человека, ухудшающие состояние пищеварительной системы.
  1. Употребление несвежей пищи, наиболее опасным для человека является ботулинический токсин (“колбасный яд”), который вырабатывается анаэробной бактерией клостридиум бутулинум, поселяющийся внутри больших кусков рыбы, колбасы, ветчины и в консервах. Этот токсин полностью разрушается при кипячении в течение 15 минут.
  2. Употребление заражённой воды.
  3. Несоблюдение санитарных норм, недостаточная борьба с переносчиками бактерий: мухами, тараканами, грызунами.
  4. Непрожаренные: рыба, мясо, плохо вымытые овощи и фрукты. Народы Севера, которые на протяжении многих веков употребляют строганину и сырое мясо, подвержены глистным инвазиям. Это может привести к пищевым аллергиям, которые вызывают в свою очередь бронхиальную астму, крапивницу, заболевания сердца, почек.
  5. Лечение антибиотиками, которые убивают не только вредные, но и полезные бактерии, что приводит к нарушению пищеварения и авитаминозам.
  6. Влияние курения и алкоголя – нарушается регуляция деятельности пищеварительных желез, пропадает аппетит, затрудняется пищеварение и усвоение пищи, повреждается слизистая оболочка желудка, возникает воспаление слизистой желудка(гастрит), что может привести к образованию язвы. Уксусный альдегид, образующийся в печени при обезвреживании этанола, отравляет и губит клетки печени, возникает мучительное неизлечимое заболевание – цирроз печени.
  7. Наличие стрессовых реакций.

8. В чём проявляется влияние (положительное и отрицательное) деятельности человека на пищеварительную систему? Составление денотантного графа (от лат. denoto – обозначаю и греч.grapho – пишу) – способ вычленения существенных признаков ключевого понятия.

ПОТРЕБЛЯЕТ ЗАРАЖАЕТСЯ
ИСПОЛЬЗУЕТ УНИЧТОЖАЕТ
СОХРАНЯЕТ РАЗРУШАЕТ
ЗАБОТИТСЯ ИСТОЩАЕТ
УЛУЧШАЕТ ИСТРЕБЛЯЕТ
ОРГАНИЗУЕТ ТОРОПИТСЯ
СПРАВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗУЕТ
МЕНЯЕТ ГОЛОДАЕТ
СОТРУДНИЧАЕТ ПЕРЕЕДАЕТ
ТРАТИТ  
ГОТОВИТ  
ПЕРЕЖЁВЫВАЕТ  
ГЛОТАЕТ  
ОБОСНОВЫВАЕТ  
ВЫДЕЛЯЕТ  
РЕГУЛИРУЕТ  
ИЗУЧАЕТ  

III. Обобщение и закрепление знаний. Рефлексия.

Учитель просит учеников поделиться своими впечатлениями от урока, составить синквейн.

Пищеварение
строительная, энергетическая
измельчается, продвигается, всасывается
1904 год Нобелевская премия
процесс

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Запись домашнего задания: выполнение кроссворда в рабочей тетради по теме “Пищеварение”.