Разработка урока по теме: "Ромб. Квадрат"

Разделы: Математика


Цель: изучить определения и свойства ромба, квадрата на основе, ранее изученного материала и научить учащихся применять изученный материал в процессе решения задач.

I. Оргмомент – 1 мин. (готовность учащихся к уроку)

II. Повторение – 9 мин.

? 1. Какая геометрическая фигура называется многоугольником?
2.
Какой многоугольник называется выпуклым?
3.
Каким свойством обладают все выпуклые четырехугольники?
4.
Какой четырехугольник называется параллелограммом? Перечислить его свойства и признаки.
5.
Какая геометрическая фигура называется прямоугольником? Перечислить его свойства и признаки.

  • (На доске изображены фигуры, которые являются многоугольниками и которые не являются многоугольниками)

Учащиеся должны выбрать те геометрические фигуры, которые являются многоугольниками (ответ: № 2,4,5)

image1.gif (1995 bytes)

  • Среди выбранных многоугольников назвать те, которые являются выпуклыми многоугольниками (ответ: № 4 и № 5)

III. Изучение нового материала – 20 мин.

  • Понятие ромба (учащиеся формулируют самостоятельно с помощью рисунка)

– Самостоятельно выводят и формулируют свойства ромба, используя рисунок

  • Понятие квадрата (аналогично по выше изложенной схеме)

– Самостоятельно выводят и формулируют свойства квадрата, используя рисунок

image3.gif (417 bytes)

IV. Закрепление нового материала – 8 мин.

*На доске вывешены геометрические фигуры: ромб, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, все виды трапеций, четырехугольники, не являющиеся выше перечисленными геометрическими фигурами.

- выбрать те, которые являются:

  • Параллелограммами
  • Прямоугольниками
  • Квадратами
  • Ромбами *объяснить – почему именно выбраны эти геометрические фигуры.

Самостоятельная работа – математический диктант (взаимопроверка)

1. Любой ли четырехугольник является параллелограммом? (Нет)

2. Любой ли параллелограмм является четырехугольником? (Да)

3. Любой ли квадрат является прямоугольником? (Да)

4. Любой ли прямоугольник является квадратом? (Нет)

5. Любой ли ромб является параллелограммом? (Да)

6. Любой ли параллелограмм является ромбом? (Нет)

7. Является ли четырехугольник квадратом, если его диагонали:

а) равны и взаимно перпендикулярны; (Нет)
б) взаимно перпендикулярны и имеют общую середину; (Нет)
в) равны, взаимно перпендикулярны и имеют общую середину? (Да)

8. Периметр параллелограмма равен 84 см. Найти его стороны, если:

1 вариант – одна сторона на 6 см короче другой (18,18,24,24)

2 вариант – одна сторона в 2 раза длиннее другой (14,14,28,28)

** “5” – 11 верно выполненных, “4” – 8-10 верно выполненных

“ 3 ” – 5-7 верно выполненных, “ 2 ” – меньше 5-ти верно выполненных заданий из 11.

V. Домашнее задание и разъяснение – 2 мин.

п.45, 46, №403, 406, 412

Изучив главу “четырехугольники”, у каждого учащегося на последней странице рабочей тетради должны быть следующие две схемы:

Схема 1.

Схема 2.

4 5

На заключительных уроках главы “Четырехугольники” провожу контролирующие тесты по усвоению изученного материала и контрольную работу.

Цель: проконтролировать знания учащихся по изученной теме

Тест №1

1. На каком из рисунков а) – в) изображен параллелограмм?

2. Если диагонали параллелограмма равны, то он может быть:

а) только квадратом;
б) квадратом или прямоугольником;
в) только прямоугольником;
г) любым четырехугольником.

3. Если у параллелограмма диагонали пересекаются под прямым углом, то он может быть:

а) только ромбом;
б) ромбом или квадратом;
в) любым прямоугольником.

4. Чему равна сумма углов параллелограмма?

а) 180о;
б) 90о;
в) 360о;
г) 720о.

5. Если одна сторона параллелограмма равна 10 см, а другая – 20 см, то его периметр равен:

а) 10 см;
б) 20 см;
в) 30 см;
г) 60 см;
д) 120 см.

6. Если стороны параллелограмма равны 3 см и 5 см, то какие это стороны?

а) соседние;
б) противоположные;
в) любые.

7. Если один угол параллелограмма равен 42о, то чему равны другие его углы?

а) 42о и 82о;
б) 42о, 84о и 54о;
в) 42о, 138ои 138о;
г) 84ои 138о.

8. Сумма двух углов параллелограмма равна 100о. Какие это углы?

а) соседние;
б) противоположные;
в) любые.

9. Если диагональ параллелограмма образует с его сторонами углы 30ои40о, то углы параллелограмма равны:

а) 60ои 80о;
б) 60ои 10о;
в) 70ои 110о.

10. Если одна диагональ ромба равна его стороне, то чему будут равны углы ромба?

а) 60о; б) 90о; в) 60ои 120о.

Эталон теста: 1-в), 2-б), 3- б), 4-в), 5-г), 6-а), 7-в), 8-б), 9-в), 10-в).