Сценарий сказочного представления: "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цели:

а) Изучить дополнительный материал по теме: “Обыкновенные дроби”.

б) Закрепить действия с обыкновенными дробями.

в) Изучение основ народной педагогики – сказки, бейты, пословицы, поговорки.

г) Воспитание у учащихся: желания учиться, трудолюбия, доброты, справедливости, чувства товарищества.

Звучит национальная казахская музыка.

На сцене – рисунки о труде, макет дуба, плакат о добром кратном и справедливом делителе, таблица деления.

Пруд, в нём 10 золотых рыбок с номерами (к каждому номеру выдаётся задание в конверте по теме: “Обыкновенные дроби” и напутствия   участникам рыбалки).

Выставка портретов учёных Азии.

На сцену выходят сказочница и кот учёный.

Сказочница:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

– Амир Хосров Дехлеви (1253 – 1325 годы жизни) – известный поэт, историк, музыкант. Им написано более 400 тысяч бейтов, он автор педагогических трактатов, выражает свои сокровенные чувства и пожелания растущему человеку.

Кот учёный:

Читает пожелания растущему человеку.

К моим наставлениям слух преклони,
Тебя от ошибок избавят они
На жизнь человека влияет среда,
Опасной бывает она иногда.
Цени свою юность, заботься о ней
Смотри, чтоб не жгло её пламя страстей.
Худые влечения от сердца гони –
Мучительный стыд порождают они
Отдайся науке, стань мастером в ней,
На стихоплетенья не трать своих дней
Честолюбие брось, будь хоть портным
Сердцем ты, зато горя своим
Пусть тебя богатство не манит –
Жадность, алчность принесут лишь стыд.
В возрасте 14 лет
Красоты твоей придет расцвет
Ты поймешь, где правды рубежи,
Будешь правду отличать от лжи
Только к благу, к знаниям стремись,
От невежд ничтожных отвернись!
Ты с дощечки повтори урок
Чтобы смысл дел достичь ты мог…
Всякое полученное дело
Выполняй ты верно и умело
Будь в своем искусстве терпелив.

Сказочница:

– Сказочное путешествие в мировое пространство.

Автор педагог-математик И.К.Андронов.

Ведущий:

– Мысленно возьмем прямолинейный провод, выходящий из красной комнаты, пробивающий земную атмосферу и уходящий в мировое пространство. Мысленно подвесим на провод через каждый метр электрические лампочки не мерея их, начиная с ближайшей 1,2,3,4 и так далее, мысленно включим ток с таким расчетом, чтобы загорелись все лампочки с простыми номерами: и только с простыми: мысленно пролетим вблизи провода. Перед нами развернется следующая картина.

Выходят поочередно учащиеся, изображающие числа:

1,2,3,5, 1001 69 57, 1001 69 59.

Число 1:

– Моя лампочка не горит. Почему?

Кот учёный:

– Потому что единица не простое число.

Числа 2 и 3:

– Наши лампочки горят, так как 2 и 3 – оба простые числа. Как вы думаете, могут ли в дальнейшем встретиться две смежные горящие лампочки? Нет, не могут. Всякое простое число, кроме 2, есть число нечётное. Числа смежные с простым по ту и другую сторону будут чётные, а всякое чётное число, отличное от 2, является составным числом.

Числа 3 и 5 (одеты одинаково):

– Наши лампочки тоже горят. Мы близнецы, так как разность между нами равна 2. В дальнейшем такие, как мы, близнецы встречаются реже.

Числа 10 016 953 и 10 016 959:

– Мы тоже простые числа и тоже близнецы. А будут ли и дальше попадаться пары близнецов? Кто из вас, ребята, могут ответить на этот вопрос? Не знаете? Тогда скажите; можно ли определить число близнецов в натуральном ряду? Опять не знаете…, вот такой трудный вопрос мы задали. Даже современная наука пока ответа на него не даёт: неизвестно, конечно или бесконечно множество пар близнецов.

Ведущий:

– Но вот начинает действовать закон большого промежутка: летим в темноте, смотрим назад темнота… ни одной лампочки не видно впереди.

Появляется кот ученный:

– Смело двигайтесь вперёд! Впереди должны быть светящиеся лампочки. Более того, впереди бесконечно много светящихся лампочек.

Ведущий:

– Путешественники в тревоге. Они залетели в такое место натурального ряда, где вот уже несколько лет движутся в темноте. Как долго еще будет темно?

Ученый:

– Вспомните теорему, доказанную П.Л. Чебышевым. Она подсказывает, что, во всяком случае, надо лететь не больше того, что пролетели, чтобы увидеть хотя бы одну светящуюся лампочку. Не теряйте надежду увидеть свет!

Кот учёный:

– “Не надейся на случайную удачу, а на свой упорный труд” – сказал Мирза Бедиль.

Сказочница:

– В народных сказках прославляется труд, осуждается лень, воспеваются благородные нравственные качества личности, побеждает всегда разум и справедливость.

Исторические корни, эволюцию развития и идейное содержание сказок как сознательного воспитательного творения народа удачно определил А.Ф. Назаревич: “Сказка, зародившись в глубокой древности на основе трудового опыта горца, прошла долгий путь своего исторического развития, отразила сходные общественные отношения, была острым оружием в руках трудового народа в его борьбе с угнетателями, выражала чаяния и ожидания народа, служила его эстетическим потребностям, художественно обогащалась, совершенствовалась, сверкала самобытными национальными красками, способствовала зарождению первой народной литературы”.

Сказочница:

– Сказка “Делитель и кратное”.

Кот учёный:

– Прошу повторить за мной:

“У меня отличная память, я запомню это определение с легкостью и надолго”.

Определение:

а : в,

а – кратное в,

в – делитель а.

Если а делится на в,

а называется кратным числом в,

в делителем числа а

Сказочница:

– Жила была таблица деления – умножения. Все числа жили в ней дружно и мирно, справедливые делители охраняли добрых кратных, которых хотели выкрасть и заменить другими числами ленивые злоумышленники-ученики, не знающие таблицу умножения, родную сестру деления.

Таблица деления

Кто может сказать какое кратное охраняют делители: 9 и 9, 8 и 7, 4 и 2, 5 и 6, 1 и1.

И с какими делителями дружит кратное: 64, 49, 4, 42, 18.

Кто скажет, какие числа называются кратными, какие делителями.

Слушают ответы зрителей.

Кот учёный:

– Слушайте внимательно загадку о числах в стихах, и хорошенько считайте:

Шёл Кондрат в Ленинград,
А навстречу 12 ребят,
У каждого по 3 лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки –12 котят,
У каждого котёнка
В зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?

Кот учёный:

Ребята, сколько мышат и котят у ребят?

Слушает ответы ребят.

Кот учёный:

Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему в Кострому.

Ребята, вы обратили внимание, какое важное значение имеет внимательное изучение условия задачи.

Сказочница:

Послушайте мою загадку в стихах:

Нуль подставил спинку брату, тот забрался не спеша,
Стали новой цифрой братцы, не найти нам в ней конца.
Повернуть её ты можешь головой поставить вниз
Цифра будет все такой же, ну подумал? Напиши!

Зрители называют правильный ответ.

Сказочница:

– Число 8 простое или составное? Назовите делители числа 8.

Заслушиваются ответы зрителей.

Кот учёный:

Дорогие мои друзья! Вы сегодня на нашем сказочном представлении повторили, какие числа называются простыми, какие составными, повторили как находить делители и кратные чисел, эти знания вам пригодятся, чтобы выполнять действия с обыкновенными дробями. Дорогие мои друзья, постарайтесь, выловите из реки 10 рыбок золотых, прочитайте вслух напутствие каждой золотой рыбки, не ошибитесь, а то вильнёт золотая рыбка хвостиком и уплывёт, затем решите пример, который она вам предложит, расскажите правила, которые просит рассказать рыбка. И если вы выполните правильно все задания я смогу сбросить свою златую цепь на час и погулять по лукоморью, рыбок половить в реке. Начинаем рыбалку.

Начинается рыбалка.

Все зрители и участники сказочного представления разбиваются на 10 команд, выбирают себе капитана, который достаёт рыбку из пруда. Готовятся 10 минут и всей командой отвечают на задания золотой рыбки. Жюри оценивает ответы участников сказочного представления и награждает победителей.

Напутствия (народные афоризмы):

  1. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
  2. Без знаний работы не добыть, без работы сытому не быть.
  3. Знания дороже денег, острее сабли, сильнее пушки.
  4. Вселенная освещается солнцем, человек – знаниями.
  5. Знающий победит тысячу – сильный победит одного.
  6. Знания без применения – это тучи без дождя.
  7. Книга – ключ к знанию.
  8. Чем спрашивать старика, пролежавшего век на боку, спрашивай у парня, обошедшего весь свет.
  9. Невежды книги покупают, а учёные читают.
  10. От лени – баловство, от жадности – воровство.

На этом наша рыбалка закончилась, и совет вам:

–Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать.

Упадут плоды к тебе в полу –
Как глупец не ешь их сам в углу,
Людям дай хотя б немного блага
И не будь бесчеловечным скрягой.
Вот и сказке конец,
Кто слушал – молодец!

Использованная литература:

1. Алдамуратова Т.А. Математика. 5 класс. Алматы. 2001.
2. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогическое воззрения Средней Азии и Казахстана. Москва “Педагогика” 1991.
3. Кумеков Б.Великие учёные Востока. Издательство “Аруна”.