Методика повторения на уроках алгебры и начала анализа

Разделы: Математика


Математика является одним из самых важных аспектов школьного образования.

Школьная математика – это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.

Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта ее роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, ее воспитательным потенциалом.

Слова Галилея о том, что “природа написана на языке математики”, сказанные четыреста лет назад и подтверждаемые каждым новым поколением, являются достаточным основанием для того, чтобы отвести математике подобающее место в системе общего образования.

В процессе обучения математике повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести пройденный материал в необходимый момент изучения нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, последний, в свою очередь, должен обогащать и расширять кругозор, привести знания в систему, самоорганизовать ученика.

Повторения бывают разные:

  1. Итоговое повторение – повторение в конце главы, четверти, полугодия, года;
  2. Обогащающее повторение – повторение при актуализации знаний – на этапе подготовки к изучению нового материала, так и при формировании новых понятий, закреплении изученного ранее организации самостоятельных работ различных видов, при проверке.

Формы повторений могут быть устные или письменные.

Если вовремя не проводить повторения, то у учащихся появляются пробелы знания, плохое усвоение нового материала, низкие баллы при сдаче традиционных экзаменов или ЕГЭ.

Цель доклада: ознакомление с опытом методики повторения на уроках алгебры и начала анализа в 10 – 11 классах в виде самостоятельной работы.

Задачи:

  1. Составление самостоятельных работ для повторения предыдущей темы и для проверки знания.
  2. Составление самостоятельных работ для обогащающего повторения и для проверки знания.
  3. Использование тестов ЕГЭ для повторения предыдущей темы для проверки знания.
  4. Использование тестов ЕГЭ для обогащающего повторения и для проверки знания.

За 30 лет работы в школе выпустила 15 выпусков, обучая их алгебре и началам анализа в 10 – 11 классах по учебнику А.Н.Колмогорова. Из 7 выпусков школу закончили двое с золотой медалью, 11 учащихся с серебряной медалью, из 5 выпусков в 10 – 11 классах в улусных олимпиадах занимали призовые места, Дегтярев Петя в 2005 году в ! республиканской политехнической олимпиаде занял 6 место.

С первых дней обучения в 10 классе провожу основательно повторение курса основной школы: решение уравнений, решение неравенств, тригонометрию…Если класс слабый (из разных школ),то повторение ведем медленно, если веду с 5 класса, то темп убыстряем.

В данное время в некоторых улусах, школах тригонометрию в 9 классах не проходят или бегло проходят т.к. нет тригонометрии на государственном экзамене по окон чании основной школы Поэтому многие учащиеся затрудняются, блуждаются в правилах, формулах тригонометрии.

Как я провожу повторение?

Даю задание на определенную тему или несколько тем на повторение, собираю тетради и на оставшееся время разбираем кто-где не смог, ошибся. При работе разрешаю использовать учебник, шпаргалку, тетради.

Самостоятельная работа учащихся научит их усидчивости, самостоятельно находить решение – поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ, просидев 4 часа и в дальнейшем в студенчестве.

Необходимо научить учащихся самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется система методов и приемов , позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачетный урок).

Самостоятельные работы на повторение пишу на доске без варианта или в двух вариантах, или пишу страницу и номера из учебника, или даю тест ЕГЭ ( старые, использованные), где указываю какие задания будут решать.Например А2,А5,А9,…В2,…

Самостоятельные работы на повторение

Мониторинг итогов ЕГЭ (госэкзамена) за последние 6 лет

п/п

Выпуск

Кол-во учащ-ся

Экзамен

Поступили в ИМИ или педакадем.

Поступили в ВВУЗ с математикой

Поступили в ССУЗ с матемематикой

% выполнения экзамена

% качества экзамена

Традиционные

ЕГЭ

1

2000 года

19

20

19

20

1

1

3

3

3

100%

100%

73,6

80,0

2

2001 года

24

21

3+4

12

3

100%

87,5

3

2002 года

32

32

1

9

4

100%

65,6

4

2003 года

20

20

1

9

5

95%

90%

5

2004 года

31

7

24

1

15

4

100%

74,1

6

2005 года

37

1

36

3

12

6

100%

86,1

Повторение – мать учения. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без повторения необходимых тем, без системного повторения нет успешного обучения.

Поэтому мой опыт методики повторения на уроках алгебры и начала анализа в виде самостоятельных работ показал себя с лучшей стороны и поэтому рекомендую учителям, работающим в старших классах, применять мою методику повторения.