Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Состав крови, общая характеристика составных структур"

Разделы: Биология, Информатика


Тема: “Состав крови, общая характеристика составных структур”

Цели:

Обучающая:

  • формировать понятия “кровь”, “плазма”, “форменные элементы”, “фагоцитоз”, “иммунитет”; знания о составе крови и функциях составных частей крови;

Развивающая:

  • развивать умения сравнительного анализа, умения пользоваться понятиями в объяснении жизненных процессов организма человека;

Воспитывающие:

  • воспитать самостоятельность и творческий подход в овладении знаниями,
  • формировать здоровый образ жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • компьютеры,
  • диск “1С.Биология”,
  • видеомагнитофон,
  • видеозапись “Спортивный праздник”,
  • таблицы “Кровь”, “Фагоцитоз”,
  • портрет И.И.Мечникова,
  • микроскопы световые,
  • микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”,
  • цветные карандаши,
  • бланк - карты, тесты.

План-конспект:

I. Повтор и закрепление пройденного материала.

Ученикам предоставляется видеозапись “Спортивного праздника бывших учащихся школы, ныне уже окончившие ВУЗы и работающих, преподавателями в родной школе. (запись из личного архива, когда работал физ-руком) . По видео идет эстафета: сперва беговая, следующая комбинированная – учащиеся по очереди строят “тоннель”, т.е.встают на четвереньки, опираясь на руки и ноги, образуя дугу и дальше по очереди уже ползая по очереди проходят под “тоннелью”, затем образуют “тоннель” и когда очередь доходит снова проходят, таким образом добираются до цели, т.е. до маты. Там один участник ложится на спину и на вытянутых, вертикально, руках держит планшет, на которой листок бумаги и задание – сделать рисунок, другой делает рисунок, третий опираясь на ноги первого делает отжимание, четвертый выполняет стойку на голове, пятый и шестой свои упражнения и все делают одновременно…

[Здесь надо отметить, что учащиеся смотря на запись, когда-то бывших учеников, а ныне учителей, отмечают, что не зря они в хорошей спортивной форме, потому что они, занимаются уже со школьных лет и главное они сравнивают себя с ними, и они для себя, внутри, вторят “Надо заниматься!” И авторитет учителей перед глазами учащихся возрастает, они являются примером подражания. Опыт эмоционально-ценностного отношения]

После просмотра ученикам дается возможность формулировать цель: для чего мы посмотрели видеозапись? [Проблемный вопрос, который ведет к эвристической беседе.]

Ученики дают различные ответы, но в основном, они уделяют внимание на то, что это связано с темой “Мышечная работа”. Обобщая гипотезы приходят к единому мнению: на этой видеозаписи имеются динамическая и статическая работы, можно конкретно увидеть работу мышцы – разгибателя и мышцы – сгибателя.

Учащиеся конкретизируют динамическую и статическую работы на примерах: бег - динамическая работа, удержание на руках планшет, стойка на голове, “тоннель” - статическая работа; а во время отжимания работают мышцы – разгибатели и мышцы – сгибатели, в этом упражнении обособляют – что работа рук – динамическая, а ноги – статическую работу выполняют. Также учащиеся обращают внимание на окружающих зрителей праздника, и определяют кто выполняет какую работу. Дальше учащиеся объясняют какая работа больше отнимает сил и при какой работе человек больше устает и почему? Тут же отмечается, что полезнее человеку активный отдых – часть здорового образа жизни, чем пассивный, который ведет к гиподинамии.

[Ориентировочно-оценочная функция формировании личности в социальном обществе]

II. Основная часть – Изучение нового материала.

[Вход в основную часть урока осуществляется с помощью проблемных вопросов, который побуждает к творческой деятельности учащихся]

Учащимся задается вопрос: “Чем можно объяснить большую работоспособность мышц, благодаря чему они работают?”

Через гипотезы и варианты ответов учащиеся приходят в выводу – благодаря питательным веществам и кислороду, которые мышцы получают с помощью крови.

- А что такое кровь? – задают вопрос ученики и сами же отвечают. Это жидкое, красное вещество, наверно в составе имеется вода и вещество, которое окрашивает в красный цвет. На основе изученных ранее знаний (по теме “Ткани”) вспоминают: “Кровь – это соединительная ткань, а ткань состоит из межклеточного вещества и клеток”

После вводной части учащиеся по две работают самостоятельно на компьютерах с диском “1С.Биология” - открывают раздел “Анатомия” и часть “Кровь” - знакомятся с информацией [Информационно-рецептивный метод У.В.П.]. Приложение 1

Затем по научному формируют, что такое кровь? Кровь – это жидкое вещество красно-алого цвета, в состав которого входят плазма и форменные элементы. Ученики самостоятельно, индивидуально вычисляют сколько крови составляет в собственном организме. Уточняют: кровь (ткань) = плазма(межклеточное вещество) + форменные элементы (клетки) .

На вопрос что такое плазма? По компьютеру находят и узнают определение, состав и характеристику плазмы: в составе 90-92% вода, 7-8% белки, 0,9% - минеральные вещества, а сама плазма составляет 55-60% крови, по известным данным ученики подсчитывают сколько % -ов Н2О составляет в крови 50%.

Далее внимание обращается на таблицу “Кровь”.

В пробирке отстоявшаяся кровь; верхний слой желтого цвета – (после знакомства с плазмой) сразу определяют плазма; пониже три слоя видны – значит форменных элементов три – для себя утверждают дети. Знакомясь, по ходу урока, с информацией на компьютере, учащиеся находят все три форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Приложение 2.

Продолжением урока является работа над рабочей тетрадью к учебнику “Человек”, это теоретическая лабораторная работа-заполнение таблицы [частично-поисковый метод]

Название клетки Наличие ядра Место образо-вания Продолжи-тельность жизни Место отмирания Кол-во в 1 мм3 значение
             

Учащиеся определяют, что в таблице “Кровь” на верхнем слое – тромбоциты, находятся по соседству с плазмой, участвуют в свертывании крови, пониже – лейкоциты, бесцветные ядерные клетки, которые составляют основу иммунной системы, и нижний слой – эритроциты – красные клетки; красный цвет дает эритроциту и соответственно крови – гемоглобин, белок в составе которой железо – легко соединяющий О2 (оксигемоглобин) и СО2 (карбоксигемоглобин) и легко отсоединяющий; значит эритроциты транспортируют О2 – к тканям, а СО2- к легким.

На следующем этапе урока, с помощью таблицы “Фагоцитоз”, объясняется ход процесса фагоцитоза. [Объяснительно-иллюстративный метод]

Лейкоциты способны активно передвигаться подобно амебе, проникать сквозь стенку капилляров и выходит в межклеточное пространство. Лейкоциты выполняют важную функцию защиты организма от проникновения болезнетворных микробов. При повреждении кожи они устремляются из сосудов в ткани, направляясь к ране, где захватывают бактерии и переваривают их. Этот процесс называется фагоцитозом, а белые кровяные клетки, осуществляющие эту функцию – фагоцитами (“фагос” - пожираю, “цитос” или “китос” - клетка) . Процесс фагоцитоза был открыт И.И.Мечниковым.

К группе лейкоцитов относятся также лимфоциты - белые кровяные клетки, находящиеся преимущественно в лимфе. Лимфоциты также играют большую роль в защитных реакциях организма, в частности в создании иммунитета.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. Благодаря иммунитету создается невосприимчивость организма к повторному воздействию одного и того же возбудителя.

С помощью рисунка-схемы (Приложение 3) в учебнике и схемы на компьютере, объясняется процесс свертывания крови. При повреждении стенки сосуда тромбоциты скапливаются в месте травмы и разрушаются, выделяя при этом в плазму особый фермент. Под его влиянием находящийся в плазме растворимый белок – фибриноген превращается в нерастворимую форму – фибрин, образующий густую волокнистую сеть нитей, в которой застревают эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, формируя кровяной сгусток- тромб. Затем с учащимися совместно формулируется вывод:

Свертывание крови - это защитная реакция, направленная на предохранение организма от потери крови.

Также надо уточнить, что для образования сгустка необходимо, чтобы в крови были соли кальция, ряд витаминов, в первую очередь витамин К. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет. В это время у человека развивается болезнь – “гемофилия”, которая очень опасна для жизни человека. Потому что при различных порезах, травмах, человек от потери крови может умереть.

В предпоследнем этапе урока учащиеся выполняют практическую - лабораторную работу на тему “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”. [Исследовательский метод]. Для этого учащиеся пользуются х 300 раз увеличивающим микроскопом, микропрепаратами “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, таблица “Кровь”, цветные карандаши.

Ставится цель: “Изучить кровь человека и лягушки, зарисовать и сделать сравнительный анализ”. Работа идет по следующим заданиям по бланк - карте [Инструктивно-репродуктивный метод].

1. Рассмотреть кровь лягушки и зарисовать.

2. Рассмотреть кровь человека и зарисовать.

3. Сравнительный анализ по следующим показателям:

- Что сходного в клетках крови человека и лягушки?

- Каких клеток больше в одном и том же объеме крови у человека и лягушки?

- Найдите три различия у эритроцитов человека и лягушки.

4. Вывод.

В конце работы ставятся проблемные вопросы:

1. В каком направлении шла эволюция крови?

2. Чья кровь больше перенесет кислород? Почему? Доказать.

[Опыт творческой деятельности]

На основе творческой деятельности, учащиеся самостоятельно отвечая на вопросы, формулируют общий вывод:

1. Вспоминая эволюцию животных по зоологии и самостоятельно воспользовавшись таблицей “Кровь” на которой нарисована эволюция эритроцитов они утверждают, что до млекопитающих, у всех организмов эритроциты имели ядро и по ходу эволюции они уменьшались по размеру, стали безъядерными и изменилась форма, поэтому в крови лягушки эритроциты крупные, имеют ядро и выпуклые; а у млекопитающих и соответственно человека зрелые эритроциты ядер не имеют, по размеру очень маленькие, форма двояковогнутая.

2. Кровь человека больше перенесет кислород. Потому что: у человека эритроциты по размеру меньше, значит в определенной единице объема эритроциты больше помещаются; двояковогнутая форма эритроцита и отсутствие ядра способствует переносу газа, так как увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки кислорода весь объем клетки.

III. Заключительная часть.

В этой части учащиеся самостоятельно проверяют индивидуальный уровень освоенности материала. Выбирают правильный ответ на вопросы теста. Вопросы в тесте каждому ученику компьютер самостоятельно варьирует. Так что друг у друга списать невозможно, да и время ограничено, на каждый вопрос по 25 секунд. Оценка знаний по 5-и бальной системе, каждому ученику по 10 вопросов.

Возможные вопросы к тестам:

1. Кровь — это:

а) раствор органических веществ;
б) раствор неорганических веществ;
в) раствор органических и неорганических веществ;
г) жидкая соединительная ткань.

2. Безъядерные клетки крови:

а) эритроциты и лейкоциты;
б) лейкоциты и тромбоциты;
в) тромбоциты и эритроциты;
г) лейкоциты;
д) тромбоциты.

3. Средняя продолжительность жизни эритроцита:

а) несколько часов;
б) до 10 дней;
в) до месяца;
г) до 4 месяцев;
д) около года.

4. В норме 1 мм3 крови содержит эритроцитов:

а) 4-5 тыс.; б) 40-50 тыс.;
в) 400-500 тыс.;

г) 4-5 млн;
д) 40-50 млн.

5. Клетки крови, способные выполнять и выполняющие “предписанную” им функцию за пределами кровеносного русла:

а) эритроциты и тромбоциты;
б) тромбоциты и лейкоциты;
в) лейкоциты и эритроциты;
г) эритроциты;
д) лейкоциты.

6. Эритроциты у человека образуются в:

а) красном костном мозге;
б) печени;
в) почках;
г) селезенке;

д) красном костном мозге, почках, селезенке.

7. Карбоксигемоглобин — вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:

а) СО2; б) О2; в) СО; г) N2; д) другое решение.

8. Количество крови в организме — величина довольно постоянная. У взрослого человека ее в среднем, в литрах:

а) 2,0;
б) 5,0;
в) 8,0;
г) 11,0;
д) 14,0.

9. В состав молекулы гемоглобина входит:

а) железо;
б) магний;
в) цинк;
г) медь;
д) кобальт.

10. Кровь – это ткань, у которой на межклеточное вещество в среднем приходится, в процентах:

а) 20; б) 35; в) 45; г) 55; д) 70.

11. Кровь относят к тканям:

а) мышечным;
б) покровным;
в) соединительным;
г) нервной;
д) другое решение.

12. В норме 1 мм3 крови содержит лейкоцитов:

а) 4-9 млн;
б) 40-90 млн;
в) 49-90 тыс;
г) 400-900 тыс;
д) 4-9 тыс.

13.Разрушение старых эритроцитов осуществляется в:

а) почках и печени;
б) печени и селезенке;
в) легких и почках;
г) селезенке;
д) желтом костном мозге.

14.Ученый открывший процесс фагоцитоза:

а) Мечников;
б) Виноградский;
в) Пастер;
г) Ру;
д) Павлов.

15 .В составе молекулы гемоглобина:

а) белок;
б) углевод;
в) жироподобное вещество;
г) белок и углевод;
д) углевод и жироподобное вещество.

После завершения ответов компьютер подсчитывает верные и не верные ответы и выводит оценку на экран, эта оценка и является итоговой оценкой учащегося в этом уроке.

P.S. По итогам урока 70-80 % учащихся получили положительные оценки.