Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритми-ческой и проблемно поисковой технологий. Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Разделы: География


Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

  • Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.
  • Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.
  • Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, глобусы, учебники, типовые планы, контурные карты.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся: Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Этапы урока:

- организационный момент — 1 мин.

- мотивация — 1 мин.

- актуализация опорных знаний — 2 мин.

- изучение нового материала — 28 мин.

- закрепление изученного материала — 4 мин.

- домашнее задание — 2 мин.

- подведение итога урока — 2 мин.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся.

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На сегодняшнем уроке мы переходим к изучению материков.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
   Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушариях.

Проблемная задача. Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондваны.

Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков (распределяются материки) и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.

Обсуждение в парах и группах.

Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?

Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план характеристики материка.

План характеристики материка.

  1. Физико-географическое положение материка.
  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Почвы.
  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.
  7. Население. Хозяйственная деятельность.
  8. Государства и столицы.

Первый вопрос плана: физико-географическое положение.

Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, глобусы. Фронтальное обсуждение.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.
  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
  3. Крайние точки, их координаты.
  4. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  5. Площадь материка.
  6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
  7. Положение материка по отношению к другим материкам.
  8. Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы:

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь.

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая — к западу.

3. Крайние точки, их координаты.

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.). Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.). Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

4. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Протяженность Африки север — юг: 37 гр. + 35 гр. = 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700 км.

Самостоятельное исследование в парах по плану. Работа с картами атласа, глобусом. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.

Какой вывод можно сделать?

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

5. Площадь материка (рис.3, стр.9. учебника)

Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. – это второй по величине материк.

Вспомнить площадь суши (рис.2, стр.5. учебника)

Площадь суши - 149 млн. кв. км.

6. Положение материка по отношению к морям и океанам.

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

7. Положение материка по отношению к другим материкам.

Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

Нанесение на контурную карту океанов, морей, заливов, проливов.

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

Ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Африка расположена по обе стороны от нулевого меридиана. Это второй материк по площади. Омывается Атлантическим и Индийским океанами. Африка близко расположена к материку Евразия. Имеет выгодное физико-географическое положение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.