Обобщающий урок по теме: "Вселенная"

Разделы: География


Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены…

Ф.Тютчев.

Цели урока:

1. Закрепить знания о строении Вселенной, обобщить изученный материал.

2. Создать условия:

  • для развития, умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных;
  • для развития навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом;
  • делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний.

3. Развивать познавательные интересы школьников, путем привлечения занимательного материала, интересных фактов.

4. Воспитывать любознательность, эмоционально-ценностное отношение к миру.

Средства обучения:

  1. Карта звездного неба.
  2. Магнитная доска, магниты.
  3. Фотографии, иллюстрации с изображением небесных тел.
  4. Карточки с названиями планет.

Этапы урока:

1. Мотивационно-целевой этап:

Определение темы урока.

Вступительное слово:

Ребята! Покажите мне человека, который ни разу не взглянул ночью на звездное небо. А каждый из вас, мне кажется, мечтает достать ее с неба. Но мы с вами знаем – это невозможно! Ведь они принадлежат безграничному миру, называемому Вселенная.

Звездное небо - Великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. На протяжении веков люди любовались и изучали звездное небо – одно из величайших зрелищ Природы. Сейчас, говоря словами Циалковского, наступила “эра пристального изучения неба”.

Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков (упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности).

(или с помощью цифр 6, 2, 5, 1, 7, 8, 3)

2. Организационно-деятельностный этап.

– Что такое Вселенная? (это космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.)

– Сравните модели по Аристотелю и Копернику. Найдите в них черты сходства и различия? (вывешиваются изображения систем мира по Аристотелю и Копернику).

Подвести ответы учащихся к выводу: Николай Коперник создал модель Вселенной, согласно которой центром Вселенной является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звезд - Галактики. В состав Солнечной системы входят 9 планет и их спутники.

– А какие планеты вращаются вокруг Солнца? (игра Раз-два-три планету назови). Игра в мяч.

– Подберите особенности, характерные для каждой планеты.

Меркурий а/ имеет плотную, облачную атмосферу из углекислого газа;
Венера б/ не имеет атмосферы;
Земля в/ имеет белые полярные шапки из замерзшей смеси; воды и углекислого газа;
Марс г/ населена живыми организмами.

– Найдите лишнее слово:

а/ Меркурий, Юпитер, Венера, Земля, Марс.

б/ Юпитер, Сатурн, Венера, Уран, Нептун.

– Смотрите, звезда упала? (показ фотографии метеорного потока).

– Верно? (Ответы учащихся)

На доске задание (дети работают по группам)

Группа А.

Что такое астероид?

Что вы знаете о метеоритах?

Группа Б.

Каково строение кометы?

Что такое метеор?

(дети в парах осуществляют взаимопроверку, затем проводится включенный контроль учителем):

– Можно ли наблюдать метеоры на Луне? (проблемный вопрос, который заставляет детей применить знания о метеорах и луне в новой, необычной ситуации).

– Что такое звезды? (после ответов учащихся появляется запись на доске):

ЗВЕЗДЫ – ЭТО РАСКАЛЕННЫЕ ОГРОМНЫЕ ГАЗОВЫЕ ШАРЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО ОТ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ”.

– Давайте составим по этому определению план повторения звезд.

О каком признаке звезд говорит первое слово, второе, третье и т.д.

  1. температура
  2. размеры
  3. состав
  4. форма
  5. удаленность от Земли.

Дети привлекаются, к “расшифровке” символов:

 

Удаленность звезд от Земли (учитель конкретизирует представление детей о расстоянии до звезд)

– Солнце от Земли находится на расстоянии 150 млн. км (на автомобиле -100 лет, на реактивном самолете -10 лет). Другие звезды – 50 трлн. км и больше.

Количество звезд:

На доске цифры:

6 тысяч ……. глаза

60 тысяч …….. бинокль

200 миллионов .. телескоп.

(Дети расшифровывают записи на доске. Высказывают свои впечатления)

– Утверждение “звезды не входят в состав Солнечной системы” является абсолютной истинной?

(Учащиеся догадываются, что одна звезда в составе Солнечной системы есть, это Солнце.)

Вывешиваю плакат с эпиграфом.

“Нет другой звезды, благороднее Солнца, дающей столько тепла и блика в пустыне неба”.

Пиндар, поэт, конец VI-V вв. до н.э.

Диалог с учащимися:

– Когда жил автор этих слов?

– Как он относился к Солнцу?

– Как вы относитесь к Солнцу?

– Нужны ли вам знания о Солнце? Какие знания? Зачем?

– Как древние люди относились к Солнцу?

(ответы учащихся из курса “история древнего мира” §10. Религия древних египтян.).

– Изменилось ли отношение людей к Солнцу в наше время?

– Ребята, наше Солнце называют “желтым карликом”. Почему? Почему все планеты астероиды вращаются вокруг Солнца, а не наоборот? (Дети должны связать это с огромной массой Солнца и силой тяготения).

Демонстрирую фотографии, иллюстрации, на которых изображено одно из самых удивительных явлений - солнечное затмение.

– При каких условиях становится возможным солнечное затмение? (выслушиваются все версии. В хорошо подготовленном классе, ребята как правило знают, что солнечное затмение происходит тогда, когда Луна находится между Солнцем и Землей ).

Демонстрирую иллюстрацию разнообразие галактик.

– Что такое Галактика? (солнце и все видимые на небе звезды).

– Каково строение нашей Галактики? (уплощенный диск с ядром, диск состоит из спиральных ветвей расположенных вокруг ядра).

Цифры в галактике, привлекаю к “расшифровке” цифр?

300 тыс.км. в сек. (скорость света)

12 млрд.лет. (возникновение нашей Галактики)

50 трлн.км. (среднее расстояние между звездами)

1 млн. 500 тыс.км. (скорость вращения нашей Галактики)

200 млн.лет. (время на один оборот вращения Солнечной системы вокруг центра Галактики)

Останется время, можно провести конкурс загадок, пословиц о небе, звездах, Луне, Солнце, Земле.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Игра “Ассоциации”.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “Солнце”,? “Метеор”? “Комета”? “Галактика”? (учащиеся называют одно или несколько слов, ассоциирующихся с небесными телами: “звезда”, “тепло”, “яркий хвост”, “поток света”, “падающая звезда” и т.д.).

– Кто из учащихся отличился сегодня на уроке и заслуживает отличных и хороших отметок?

– Кто не доволен своей работой на уроке? Почему? (Дети участвуют в процессе оценивания и выставления отметок.)

Домашнее задание (по желанию подготовить фантастический рассказ “Мое путешествие в космос”).