Урок-исследование. Из опыта проведения не совсем обычных уроков географии. Тема урока: "Главные черты рельефа России"; "Можно ли увидеть погоду"

Разделы: География


Формы не совсем обычного урока разнообразны. Это уроки-лекции, уроки-экскурсии, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-ярмарка, урок-конференция, урок-исследование и др. В одной работе, рассказать обо всем этом многообразии, невозможно.

Особое внимание хочется обратить на урок-исследование. Так как, школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении.

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

  • воспитание познавательного интереса;
  • создание положительной мотивации учения и образования;
  • формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • развитие интеллектуальной сферы личности - формирование умений и навыков самообразовании, т. е формирование способов активной познавательной деятельности;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности.

Исследовательскую деятельность с учащимися можно организовывать как на уроке, так и во внеклассной работе, от географического кружка до создания в школе НОУ.

Урок-исследование.

Тема: “Главные черты рельефа России”. (8 класс).

Цели урока, (образовательная, развивающая, воспитывающая):

  • сформировать знания о главных чертах рельефа страны, их различии по характеру поверхности и высоте; показать влияние рельефа на все компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека;
  • развивать навыки практической деятельности, совершенствовать умение учащихся характеризовать рельеф, пользуясь планом, картой, картинами;
  • познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями научно-исследовательской деятельности. Учить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.
  • развивать самостоятельность в познании: формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, на основе разных источников информации: картографических, статистических, литературных.
  • отработать навыки составления ЛОС.
  • осуществить элементы патриотического и экологического воспитания учащихся, социально-активной личности через общение в группах.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы: эвристический, словесно-иллюстративный.

Межпредметные связи: с историей, литературой, МХК.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Формы контроля за знаниями, умениями и навыками: в зависимости от этапов урока.

Средства обучения: тектоническая карта России, физическая карта России, картины из серии “рельеф России”, статистический материал из сборника “География в цифрах”, материалы книги “География в литературных сюжетах”, инструктивные карты.

Этапы урока.

1. Актуализация знаний.

2. Мотивационный. Постановка цели урока. Организация групп.

3. Вступительное слово учителя. Вводная беседа по ЛОС “Рельеф. Формы рельефа” (повторение изученного в 6, 7лассах).

4. Постановка проблемы, направление поиска исследования.

Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащимся самостоятельно.

“Используя инструктивную карту, статистический материал, тематические карты, картины, литературные источники - изучите особенности рельефа России, выделите главные особенности. Результаты исследования представьте в виде ЛОС”.

5. Выдвижение гипотезы на основе чтения отрывков из литературных произведений с описанием рельефа страны.

6. Проверка гипотезы ( анализ тектонической и физической карт, работа с картинами и статистическим материалом).

7. Интерпретация полученных данных.

8. Вывод по результатам исследовательской работы.

9. Составление ЛОС.

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание. Отработать номенклатуру по теме “Рельеф России”

Инструктивная карта (для групп учащихся).

Учебное исследование по теме “Рельеф России”.

1. Посмотри внимательно на физическую карту России. Можно ли по ней определить особенности рельефа? Какие из них проявляются зримо, наглядно?

(Учащиеся, отвечая на вопрос, делают вывод о разнообразии рельефа).

2. Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории?

(Делают вывод о преобладании равнин, о чертах величия и неоглядной широты).

3. Какие, менее крупные равнины и плоскогорья, находятся на территории страны? (Учащиеся отрабатывают номенклатуру по теме). Список можно приложить.

4. Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими формами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разбросаны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая либо особенность в их сочетании? (Делают вывод о том, что горные сооружения обрамляют обширные равнины, причем основная часть гор сосредоточена на юге Сибири, северо-востоке и востоке России).

5. Как распределяются высоты на территории страны? (Работая с картой и стат. материалами, определяют наивысшую и самую низкую точки России и отмечают общий уклон территории к северу, к берегам Северного-Ледовитого океана).

6. Сопоставьте физическую и тектоническую карты по основным формам рельефа. Сделайте вывод. (Делается вывод: платформа – равнина; складчатость – горы).

7. Поразмышляйте на тему: влияние рельефа на компоненты природного комплекса, жизнь и здоровье человека. Приведите примеры, подтверждающие ваши умозаключения.

8. Составьте ЛОС, где отразите основные вопросы темы в виде опорных сигналов.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся, именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобретали самостоятельно.

Наиболее эффективна в этом отношении практическая работа учащихся исследовательского характера. Попытаюсь пояснить на примере курса 8 класса. Практическая работа проводится после изучения темы “Климат России”. (Для выполнения этой работы необходимо, чтобы ребята уже имели представления о циклонах, антициклонах, атмосферных фронтах, перемещении воздушных масс).

Тема урока: “ Можно ли “увидеть” погоду?”

(Такая формулировка темы, вызывает у учащихся удивление своей простотой и однозначностью. Но если уточнить ее (“Можно ли “увидеть” погоду, не выходя из дома и не глядя в окно?), то школьники начинают искать способы как это сделать. Самый лучший из них – использовать синоптическую карту.

Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитывающие)

- научиться составлять прогноз погоды; читать и анализировать синоптическую карту;

- закрепление навыка наблюдения за погодой описания элементов погоды;

- отработка умения снимать показания с простейших метеоприборов;

- развивать мыслительные процессы личности: обобщать, анализировать, выявлять закономерности;

- осуществление элементов экологического и эстетического воспитания, воспитание социально-активной личности через общение в группах.

Средства обучения: работа проводится на школьной географической площадке оборудованной простейшими метеоприборами: флюгер, осадкомер, термометр, барометр, психрометр. С использованием синоптической карты ближайшей метеостанции.

Тип урока: урок-практикум.

Форма практической работы: итоговая, с элементами творчества.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Этапы урока:

1. Организационно-мотивационной. Постановка цели. Определение учебных задач. Формирование групп. Актуализация знаний о элементах погоды с опорой на знания полученные в начальном курсе, жизненный опыт учащихся.

Прогноз погоды ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного и правильного прогноза может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждения о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). От погоды зависят сельскохозяйственные работы, добыча минерального сырья, рыболовство, лесозаготовки, транспорт, служба быта, даже торговля (в жаркие летние дни большим спросом пользуются напитки и мороженое).

2. Теоретический. Прогноз погоды. Его значимость для человека и его хозяйственной деятельности. Как составляется, виды прогноза. Синоптическая карта.

Сделать даже краткосрочный прогноз погоды очень сложно, поскольку надо учесть все атмосферные процессы, воздушные массы, которые постоянно перемещаются в разных направлениях на разных высотах и могут изменяться.

3. Познавательный, частично исследовательский.

Предлагаемое ребятам задание состоит из трех частей:

Первая часть. Дать характеристику нижнего слоя атмосферы для своего населенного пункта, используя метеоприборы школьной географической площадки:

1 группа – температурный режим.

2 группа – влажность воздуха, осадки,

3 группа – сила и направление ветра.

Запись полученных данных в дневник наблюдений. Обмен данными наблюдений между группами. Обработка полученных данных, анализ. Обобщение. Выводы.

Комплексное описание погоды дня наблюдений, анализ данных метеонаблюдений за текущий месяц (по материалам ежедневных наблюдений проводимых учащимися шестого класса, занесенные в дневник наблюдений, находящийся в кабинете географии).

Вторая часть. Работа с синоптической картой.

Третья часть. На основе собранного и проанализированного материала учащиеся составляют краткосрочный прогноз погоды для своей местности.

4. Домашнее задание: проследить информацию о погоде на последующие три дня по материалам СМИ (данные ближайшей метеостанции). Сравнить со своим прогнозом. Сделать выводы.

Можно попросить одного учащегося провести мини-исследование: сравнить прогнозы сделанные учащимися с реальной погодой последующих дней; выявить самые трудные для предсказания характеристики погоды; определить самые точные прогнозы.

По итогам работы можно отметить ученика, давшего самый точный прогноз погоды.

Ежедневно телевизионный прогноз погоды сопровождается синоптической картой, где условными знаками показаны области высокого и низкого давления, линии атмосферных фронтов; диктор произносит слова “циклон”, “антициклон”, “смена воздушных масс” и т. п. Выполнение этого задания показывает всю сложность составления прогнозов, а так же закрепляет знания о циркуляции атмосферы и связанных с ней изменениях погоды, делает изученный материал более значимым для учащегося