Урок географии в 9-м классе по теме: "Особенности демографической ситуации в России (с использованием интернет-ресурсов)"

Разделы: География


Цель: изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации на примере работы с параметром средней продолжительности жизни.

Категориальный аппарат усвоения: воспроизводство населения, естественный прирост, ожидаемая средняя продолжительность жизни, демографический кризис, демографическая политика.

Способы действия учащихся: анализировать опорный конспект, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов, разрешать противоречивые ситуации и наметить варианты решения проблемы.

Ценностный компонент урока: значимость методов исследования для решения демографических проблем; смена поколений – непрерывный процесс; изменение систем ценностей и проблемы ожидаемой средней продолжительности жизни.

Оборудование: атласы, проектор, настенная карта политико-административное устройство, графики (СПЖ по РМЭ, процентное соотношение людей, доживших до 70 лет в США, Японии, Франции и России), схема “Меры, способствующие повышению продолжительности жизни”, картосхема СПЖ мужчин и женщин по регионам России, гипертексты по естественному движению населения.

Смерть каждого человека – это потеря всего человечества.

Э.Хемингуэй. “По ком звонит колокол?”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Картографическая разминка (показать национальные республики и их столицы, автономные округа, автономную область).

II. Изучение нового материала

1. Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскрываются при помощи опорного конспекта.

Объяснение учителя по конспекту (у каждого ученика гиперкарточка по естественному движению населения).

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

III. Закрепление

1. Напомните формулу расчёта ЕП (ЕП = Р – С)
Какие факторы, влияющие на воспроизводство, являются основными для России?

2. а) Для характеристики ценности человеческой жизни можно использовать показатель средней продолжительности жизни. Именно СПЖ является важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации. В начале прошлого века продолжительность жизни среднего россиянина была на 15–20 лет ниже, чем в передовых странах. К шестидесятым годам прошлого века России удалось сократить этот разрыв. Это был результат успехов мировой медицинской науки (включая открытие антибиотиков), развитие системы бесплатного здравоохранения, роста культурного уровня населения. Но, тем не менее, Россия значительно отстаёт от стран Запада по средней продолжительности жизни. Последние 35 лет двадцатого века западный мир быстро шёл вперёд, а Россия пятилась назад. Она поставила “рекорд” по смертности для мирного времени, за 2003 год скончалось 2 млн. 370 тыс. россиян. Масштаб отставания России от передовых стран виден из того, что средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2003 году была ниже, чем в 2001 году в США на 15,4 года, чем во Франции на 17 лет. По средней продолжительности жизни в России существует огромный разрыв между показателями обоих полов. Такого показателя даже нет в развивающихся странах.

Проанализируем графики процентного соотношения людей, доживших до 70лет в Японии, во Франции, в США и России (слайды №1, 2).

СПЖ по Марий Эл, финно-угорских и тюркских народов (слайды № 3, 4, 5).

– Как вы считаете, какие факторы могут влиять на СПЖ?

б) Факторы, влияющие на СПЖ.

Демонстрация слайда № 6 (Приложение №1).

Группа учащихся проявила инициативу и собрала интересный фактический материал по проблеме СПЖ.

в) Выступление ученика по исследовательской работе (картосхема СПЖ по субъектам России. Приложение №2Приложение №3).

В ходе нашей исследовательской работы была разработана карта по 88 субъектам России, с нанесением показателей средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Мы выделили 4 основных группы: регионы с самыми высокими показателями (самый тёмный цвет на карте), с самым низким (светлый цвет) и две группы, включающие в себя регионы со средними показателями (анализ карты). Проанализировав карту, можно выявить лидеров по самой высокой и самой низкой продолжительности жизни, каковыми являются республика Ингушетия (74.6 лет) и республика Тыва (56.6 лет) соответственно. Столь высокая продолжительность жизни в республике Ингушетия объясняется, прежде всего, строгим соблюдением религиозных предписаний (их мусульманская вера запрещает распитие алкогольных напитков и курение, что способствует ведению здорового образа жизни). Противоположная ситуация наблюдается в республике Тыва, где экономика развита слабо, большой процент безработицы, и это всё вместе способствует разрушению нравственных идеалов и как следствие несёт за собой употребление людьми алкогольных напитков. Наибольшее внимание в своей работе мы уделили представителям финно-угорских и тюркских народов (анализ и сравнение таблиц по финно-угорским и тюркским народам). Мы решили сравнить положение финно-угорских народов, проживающих в России, и финно-угорских народов, проживающих в Финляндии. Анализ показал, что финно-угорские народы Финляндии находятся в более благоприятном положение, чем финно-угры России. Это объясняется тем, что Финляндия имеет более высокий уровень жизни, следовательно, больше возможностей для организации правильного питания. Финно-угры Финляндии ведут более здоровый образ жизни. Уровень медицинского обслуживания очень высок. Они так же не отказываются от национальных форм оздоровления – сухих бань. Таким образом, финно-угорские этносы Европы находятся в лучшей демографической ситуации, чем финно-угры России.

г) Можно обратиться к ученикам с вопросом о мерах, способствующих повышению продолжительности жизни.

(Демонстрация слайда 7. Приложение №4).

Выводы:

  • Основные демографические показатели: рождаемость, смертность, ЕП, СПЖ.
  • На СПЖ влияют различные факторы: социально-экономический, культурно-нравственный, генетический, экологический, группа альтернативных.
  • Можно выделить 2 основных направления повышения СПЖ: семейная политика и здоровый образ жизни.

IV. Проверка знаний

Установить соответствие.

1) Естественный прирост
2) Демографическая политика
3) Демографический кризис
4) СПЖ
5) Средний мировой показатель ЕП на регулирование ЕП
6) Воспроизводство населения
а) 12 чел./1000
б) процесс непрерывной смены поколений
в) разница между рождаемостью или депопуляция смертностью
г) совокупность мер, направленная
д) среднее число лет, которое проживёт новорождённый при существующей в настоящее время смертности в различных возрастах

Домашнее задание:

  • §4, 5, уметь составлять рассказ по гипертексту.
  • Творческое задание: Исследуйте СПЖ вашей семьи и факторы, влияющие на неё.