Методика проведения городского конкурса среди учащихся с ограниченными физическими возможностями, обучающихся по профилю "Машинопись и основы делопроизводства"

Разделы: Технология, Школьная психологическая служба


В конце каждого учебного года (2000-2003 гг.) в межшкольном учебном комбинате Красносельского района Санкт-Петербурга проводился городской конкурс среди учащихся 7–11 классов с ограниченными физическими возможностями, обучающихся по профилю “Машинопись и основы делопроизводства”, в организации и проведении которого участвовала автор статьи – педагог-психолог и учитель. По результатам конкурса учащиеся неоднократно получали грамоты и благодарности от Комитета образования Санкт-Петербурга.

Цель конкурса (из “Положения о конкурсе”):

  • выявление знаний, умений и навыков детей, раскрытия их индивидуальных возможностей и способностей,
  • содействие успешной реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными физическими возможностями,
  • привлечение внимания городских, социальных и образовательных учреждений, благотворительных общественных организаций к проблемам социально-трудовой адаптации детей с ограниченными физическими возможностями

Конкурс дает возможность и учащимся и учителям в нестандартной, творческой обстановке:

  • подвести итоги обучения по профилю
  • проанализировать недочеты в образовательном процессе
  • скорректировать программу обучения
  • обозначить дальнейшие пути и методы развития и обучения
  • повысить свою самооценку, убедивших в ресурсах развивающейся личности
  • повысить мотивацию обучения по данному профилю
  • отработать дифференцированный подход в обучении и диагностики учебных достижений
  • преодолеть психологический барьер в общении детей друг с другом
  • и многое другое

Конкурс проводился в кабинете машинописи межшкольного учебного комбината Красносельского района Санкт-Петербурга. Официальный анализ результатов происходил сразу же после окончания конкурса в сотрудничестве жюри и участников конкурса. После проведения конкурсов по всем профилям для детей организовывался общегородской праздник с вручением подарков, поздравлениями и концертом.

Для проведения конкурса по специальности “Машинопись и делопроизводство” можно предложить следующий неоднократно апробированный на практике алгоритм:

1. Организация методического совета учителей, обучающих детей с ограниченными физическими возможностями по профилю “Машинопись и делопроизводство”. При наличии электронной почты и факса возможно дистанционное обсуждение конкурсных вопросов и заданий, содержание перечня основных навыков, знаний и умений. Основной принцип, соблюдаемый учителями при обсуждении – это дифференцированный подход к ребенку в зависимости от степени тяжести его заболевания (См. Приложение 1 “Памятка по проведению конкурса с использованием тестовых заданий).

Разработка критериев оценки уровня достижений учащихся является самым трудным и важным этапом в организации конкурса, так как необходимы такие критерии, которые можно было бы применить и к оценке достижений достаточно успешных и не очень успешных по независящим от них причинам учащихся, не ущемляя их самолюбие и не снижая самооценку. (См. Приложение 2 “Подсчет результатов конкурса”).

Для того, чтобы каждый участник конкурса мог себя проявить, предусматриваются поощрительные баллы (см. Приложение 2 , п.11 и 12).

Тщательно продумана система подсчета баллов. Максимально возможная сумма баллов устанавливается равной 100, так как в этом случае очень удобен перевод баллов в процентную шкалу и школьную оценку.

Для диагностики уровня усвоения знаний и умений по профилю “Машинопись и основы делопроизводства” разработаны тестовые задания по уровням освоения курса, куда включены вопросы как теоретического, так и практического направления. Время проведения теста не более 10 минут. За досрочное выполнение тестового задания предусмотрены поощрительные баллы.

В бланк подведения итогов конкурса (см. Приложение 2) обязательно включается оценка активности выполнения детьми специальной гимнастики и массажа для развития мелкой моторики пальцев рук и оздоровления организма в целом.

Для удобства обработки результатов конкурса членами жюри и оценки результатов самими учащимися разработаны бланки для ответов на вопросы теста и выполнения практического задания. (См. Приложение 3 “Бланк для ответов”).

2. Проведение конкурса

Конкурс обычно проходил в конце учебного года (в апреле-мае), его очень удобно совмещать с итоговой контрольной работой по курсу. После соблюдения всех официальных формальностей в соответствии с Положением о конкурсе (см. Приложение 1), дети, учителя и жюри приглашаются для участия в конкурсе в кабинет машинописи Красносельского межшкольного учебного комбината.

Конкурс проходит в доброжелательной, спокойной обстановке, в атмосфере сотрудничества учащихся и учителей. Ни один из учащихся не испытывал каких-то отрицательных эмоций по поводу оценки уровня его достижений в момент проведения конкурса.

Общее время конкурса не превышает один урок, то есть не более 40-45 минут, так как дети с ограниченными физическими возможностями, быстро устают.

3. Подведение итогов конкурса

Итоги конкурса подводятся сразу же после его окончания. Подсчет баллов производиться по заранее разработанной и утвержденной шкале, чтобы не было никаких разногласий при окончательном подсчете результатов членами жюри. Таблицу для подсчета баллов см. в Приложении 2. Окончательные результаты конкурса фиксируются в протоколе заседания комиссии по проведению конкурса по профилю обучения “Машинопись и основы современного делопроизводства”. (См. Приложение 4).

По желанию учащихся и для большей наглядности (так как школьники в России привыкли оценивать свои учебные достижения в 5-балльной системе) можно перевести итоговую оценку конкурса из 100-балльной шкалы в школьную оценку в соответствии с предложенной ниже таблицей.

Соотношение количества баллов, набранных на городском конкурсе, со школьной и устной оценкой учителя

Количество набранных баллов на конкурсе

(% выполнения)

Школьная

оценка

Возможная устная оценка уровня учебных достижений
Менее 60 “2” Не достаточно. Надо еще постараться!
60 - 70 “3” Удовлетворительно. Средний результат. И можешь лучше!
70 - 80 “4” Хорошо. Есть резерв для развития
80 - 90 “5” Отлично!
90 - 100 “5+” Замечательно! Очень высокий результат!

Большинство участников конкурса выполняют задания на оценку “4 – 5”.

4. Анализ результатов конкурса рекомендуется проводить вместе с учащимися. В процессе обсуждения итогов конкурса учащиеся имеют возможность получить рекомендации по преодолению пробелов в освоении курса, выявить пути и методы саморазвития, а учитель - скорректировать учебную программу и методы обучения.

По результатам конкурса проводиться методическое совещание учителей профиля и общий педагогический совет.

Далее представлены образцы тестовых заданий, предлагаемых участникам конкурса. Они дифференцированы по годам (уровням) освоения профильного курса. Тексты детям даются короткие, но имеющие развивающее значение, например, на тему “Хранение рукописей” и т.п.

Приложение 5: Практические задания на конкурсе (первый год обучения)

Приложение 6: Тестовое задание по курсу “Основы машинописи” (начальный этап)

Приложение 7: Тестовые задания для конкурса по профилю “Основы машинописи” (первый год обучения)

Приложение 8: Тестовое задание на конкурсе (второй год обучения со знанием основ делопроизводства)

Если у педагогов-организаторов есть возможность выхода в Интернет, можно при проведении конкурса воспользоваться тестами диагностики учебных достижений на сайте автора статьи по адресам: http://rodn-I-k.narod.ru/test_mah.htm,

http://rodn-I-k.narod.ru/test_dpr.htm (разработаны в сотрудничестве с преподавателем Санкт-Петербургского профессионального лицея “Сервис” Сушкевич В.П.)

Автор приглашает коллег обменяться опытом организации и проведения аналогичных мероприятий и разработки тестов диагностики учебных достижений по различным школьным предметам и профилям обучения.

Отзывы и предложения можно присылать по адресам: rodn-I-k@yandex.ru или