Урок словесности на тему: "Роль изобразительно-выразительных средств в жизни человека"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  1. Закрепить знания о средствах языка;
  2. Создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
  3. Воспитать внимательное отношение к слову;
  4. Облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное;
  5. Развить навык анализа художественного текста, речь.

Эпиграфы:

1. “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” (К.Паустовский)

2. “Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности”. (В.Соловьев)

План работы:

1. Образность в привычном
2. Работа в парах по карточкам, запись выводов с примерами
3. Поэтическая мастерская
4. Закрепление материала

а) Работа с деформированным текстом (вставить нужное слово)
б) Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы и искусства живописи (сравнить, как передается настроение, образ в словесности и как – в изобразительном искусстве)

5. Творческая работа (задание дифференцированное)
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия урока
8. Итоги урока

Оборудование:

1. Таблица “Изобразительно-выразительные средства языка” (Смотри приложение)
2. Карточки с примерами выразительных средств
3. Карточки с деформированным текстом стихотворения А.Фета “Учись у них – у дуба, у березы.”
3. Стихотворения А.Пушкина “Зимнее утро”, “Осень”, М.Лермонтова “На севере диком”
4. Репродукции картин И Шишкина “На севере диком”, “Рожь”
5. Пейзаж “Осень”
6. Карточки со стихотворениями Ф.Тютчева Весенние воды”, А.Фета “Шепот, робкое дыханье”.
7. Острова в океане

1. Вступление

Здравствуйте, тема сегодняшнего урока словесности – роль изобразительно-выразительных средств языка в жизни человека.

Чтение, обсуждение эпиграфов (выяснить направление разговора) . Язык наш богат, и можно , умело его использовав, передать свое знание жизни, чувства. От соприкосновения с прекрасным поднимается настроение, улучшается самочувствие, здоровье, становится интересно жить.

Запись темы, эпиграфа урока в тетрадь.

2. Основная часть

1. Образность в привычном

На доске: гусеницы трактора, ножка стула, мягкий характер, черный день, часы стоят, дождь идет

Что вы можете сказать об этих сочетаниях слов?

Это уже ставшие привычными метафоры, олицетворения, эпитеты. Наша речь богата метафорами, и каждая из них возникла благодаря тому, что мы заметили сходство явлений.

В художественной речи для создания яркого, свежего, запоминающегося образа в распоряжении автора целый арсенал изобразительно-выразительных средств фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса.

2. Работа в парах по карточкам

Во время работы с карточками обращайтесь к таблице “Источники богатства и выразительности русской речи.” (Смотри приложение). Это поможет вам правильно определить , с помощью каких средств языка авторы выражают свои чувства, живописуют

Карточки с примерами изобразительно-выразительных средств

№1

Какое изобразительное средство языка использовано в предложении?

“Байкал. Переправа – и холод такой,

Что слезы в глазах замерзали…”

а) градация
б) звукопись, ассонанс
в) звукопись, аллитерация

Использована звукопись (з, рз), аллитерация для создания ощущения злого, занозистого, сверлящего холода.

Запишем: аллитерация – повтор сходных согласных, ассонанс – повтор гласных.

№2

Какое выразительное средство использовано в данном отрывке?

“Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.” (С. Есенин)

а) риторическое обращение
б) метафора
в) олицетворение

Использована метафора: дым яблонь (цвет яблонь молод, благоухающ, красив, но недолговечен, как дым), золото увядания (цвет осени, качество зрелости , ценности пережитого. Созвучие жизни человека и природы).

Запишем: метафора – употребление слова в переносном значении, основанном на сходстве двух предметов или явлений. С помощью метафор создаются новые, яркие, свежие образы

№3

Какой выразительный прием использован в этом отрывке? Какое настроение передает автор?

“По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит” (А.Пушкин)

а) многосоюзие
б) градация
в) эпитет

Использованы эпитеты зимней, скучной, однозвучный, утомительно. Они передают настроение скуки, грусти, одиночества путника, длительности путешествия.

Запишем: эпитет – образное определение, которое подчеркивает один из признаков предмета или впечатление о нем

3 Поэтическая мастерская.

На первый взгляд кажется, что все слова на своем месте, но как трудно, порой мучительно рождается образ, “как сердцу высказать себя?”, как донести до слушателя то, что ты понимаешь, чувствуешь? Как заставить его чувствовать то же?

Вот как первоначально звучали стихи “Зимнего утра” А. Пушкина:

“Под голубыми небесами
Необозримыми коврами…”

Сейчас -…великолепными. Как изменился образ с изменением эпитета? Для чего эти муки творчества?

(Слово великолепные воссоздает блеск, переливы красок солнечного зимнего утра. С ним мы видим ту картину, какой ее видел Пушкин)

Запишем следующее значение выразительных средств: выразительные средства помогают полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом передать мысль.

4. Закрепление материала

а) Работа с деформированным текстом

А теперь каждый из вас попробует себя в качестве поэта, поработав с текстом стихотворения и вставив значимые слова. Какое выразительное средство вы использовали?

Ст. А.Фета “Учись у них – у дуба, у березы”

  • жестокая (безжалостная беспощадная)
  • напрасные (бесполезные, потому что зима беспощадна)
  • последние ( не оставляя ничего, никакой защиты)

Использовали эпитеты для создания образа зимы.

Чему надо учиться у деревьев?

Молча переносить тяготы жизни и верить, что весна – радость не за горами

б) Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы и искусства живописи (сравнить, как передается настроение, образ в словесности и как – в изобразительном искусстве)

Произведения искусства вдохновляют людей, воздействуют на чувства, очищают с помощью особых средств.

Вот картина И.Шишкина. “На севере диком…" Какое стихотворение, какого поэта вдохновило художника на эту картину?

М.Ю.Лермонтов “На севере диком стоит одиноко…”.

Сравните содержание стихотворения Лермонтова с тем, что изображено на картине И. Шишкина. Как вы думаете, сходыо ли настроения, переданные поэтом и художником? Какими средствами сделал это поэт и какими – художник?

(Настроение грусти, печали, безысходности передано и в стихотворении, и в картине. Поэт использовал для создания настроения эпитеты диком (некультивированном), одиноко, на голой. Художник-серые, черные, лунные тона. Нет даже намека на пребывание здесь человека или какого-то другого живого существа)

А вот пейзаж “Осень”. Я увидела в нем Болдинскую осень. Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж? Какие стихи возникают в памяти? Кто автор?

(Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…)

Какие выразительные средства использовал Пушкин для создания радостного настроения?

(эпитеты- унылая, прощальная, пышное;метафора-в багрец и золото одетые леса, восклицательные предложения)

Читая “На севере диком стоит одиноко.”, мы грустим, другое – вспоминаем счастливые минуты своей жизни и невольно улыбаемся. Определите, какова еще одна роль выразительно-изобразительных средств?

(Воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на душевном уровне и на физическом –выпрямляет). Запишите

5. Творческая работа.

Задание дифференцированное. Каждый выберет работу по своим силам.

1). Сделать неполный анализ художественного текста. Выписать изобразительно-выразительные средства языка из предложенных текстов. Какую они несут идею, настроение?

№1 Ф.И.Тютчев “Весенние воды”

№2 А.А.Фет “Шепот, робкое дыханье”

2). Написать сочинение-миниатюру, используя средства русского языка по картине И.Шишкина “Рожь” на тему “Смысл увиденного мной”, передайте свое впечатление от увиденного. Пусть душа ваша потрудится, поучится открывать в окружающем свой смысл, не открытый еще другими. Это ваше творчество

6. Домашнее задание

1) выписать из произведений художественной литературы примеры изобразительно- выразительных средств РЛЯ

2) закончить творческую работу

7. Рефлексия урока

Обобщим, что мы узнали на уроке. Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в жизни человека?

- Создание новых, ярких, свежих образов.

- полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом выражается мысль

- воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на духовном и, как следствие, – на физическом уровне. Эпиграф – улучшение действительности.

8. Итоги занятия. Выставление оценок, комментарий.

Уходя с занятия, участники оставляют значок на том острове, куда приплыл. Острова: непонимания, безразличия, размышления, хорошего настроения, интереса.