Открытый урок по литературе на тему: "Последняя встреча Татьяны и Онегина"

Разделы: Литература


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала

Тема урока: Последняя встреча Татьяны и Онегина

Эпиграф:

Когда на то нет божьего согласья,
Как не страдай она, любя,
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…

Ф.Тютчев

Цели урока:

  • Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом.
  • Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Воспитывающая: умение давать нравственную оценку поступков героев романа “Евгений Онегин”.

ХОД УРОКА

1. Выразительное чтение наизусть отрывков из писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне

По разным сторонам класса стоят “Татьяна” и “Онегин” и читают по очереди каждый отрывок из своего письма.

2. Слово учителя

– Два письма людей друг к другу. Такие разные и похожие, потому что оба они – о любви.
И все было бы хорошо, если бы любовь к этим людям пришла одновременно, если бы не было между этими письмами временного разрыва сроком в несколько лет. А счастье было так возможно, так близко, но…
Тема нашего сегодняшнего урока – “Последняя встреча Татьяны и Онегина”.
Вы закрыли последнюю страницу романа, скажите, не появилось ли у вас чувство неудовлетворенности, хотелось бы вам, чтобы роман закончился иначе, чтобы Татьяна и Онегин были вместе? (Ответы учащихся).
Когда вышли в свет последние главы романа, наверное, многие дамы воскликнули: “Ах, Пушкин, не мог сделать счастливый конец!”. Пушкин, вероятнее всего, предвидел такую реакцию читающей публики и, тем не менее, не изменил окончание романа. Почему? Был ли возможен иной финал романа? – вопрос нашего сегодняшнего урока.
Давайте сначала рассмотрим любовную линию романа, то есть ход событий, раскрывающих тему любви Онегина и Татьяны. (Запись на доске и в тетради.)

Встреча
Она влюбляется в него
Она пишет письмо
Свидание
Он отвергает ее

Несколько лет

Встреча
Он влюбляется в нее
Он пишет письма
Свидание
Она отвергает его

– В чем вам видится особенность построение любовного сюжета? (События повторяются, только наполняются новым смыслом.)

– Рассмотрим отдельные фрагменты записи, сцену свидания Татьяны и Онегина в саду (гл. 4 строфа 11). Представим, что “Евгений Онегин” пьеса, а мы с вами режиссеры, подумайте несколько минут и опишите обстановку на сцене, и расположите участников мизансцены учащихся в роли Татьяны и Онегина.

Драматический этюд у доски.

– Мы с вами не первые люди, которые попытались дать сценическое воплощение роману. Существует опера П.И.Чайковского, основой для которой послужил сюжет романа.

– Надеюсь, вас заинтересует фрагмент из эссе М. Цветаевой – поэта ХХ века, “Мой Пушкин”, в которой она рассказывает о своих детских впечатлениях после посещения оперы.

Выразительное чтение учащимся отрывка из статьи “Мой Пушкин”.

3. Беседа по вопросам

– Давайте вновь обратимся к нашей записи на доске. На петербургском балу происходит новая встреча героев и Онегин узнает и не узнает Татьяны. Что изменилось в Татьяне? Чем она так поразила Онегина?

– Как вы думаете, изменилась ли Татьяна душой?

– Что произошло с Онегиным после встречи с “новой” Татьяной?

– С какою целью Онегин пишет последнее письмо?

– Является ли помехой в его желаниях тот факт, что Татьяна замужем?

– Давайте посмотрим, какую реакцию ждет Евгений Онегин на свою любовь… Зачитайте строки из письма Онегина к Татьяне (XXXII строфа, гл. 8).

– Что в ответ он получает на свое признание в любви?

– Как объясняет Татьяна невозможность счастья?

– Что такое есть в Татьяне, что заставило ее отказать любимому человеку?

Ответы учащихся.

– Послушаем точку зрения Ф.Достоевского на этот вопрос. Проследите, как Ф.Достоевский объясняет поступок Татьяны, почему она не пошла за Онегиным?

4. Индивидуальное сообщение учащегося (фрагмент из речи Ф.Достоевского “Пушкин”)

Тексты фрагмента – на столах у учащихся.

Ответы после прослушанного сообщения.

5. Домашнее задание

– Поразмышляйте, могла ли Татьяна поступить иначе? (Письменно)

6. Заключительное слово учителя

– Роман заканчивается печально. "Happy End" для русской литературы не характерен. Все знаменитые истории любви от “Бедной Лизы” Карамзина до “Темных аллей” Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются трагически. Страдание – неотъемлемая, а может быть, и главная часть любви. Человек в русской литературе через любовь и страдание не всегда обретает счастье, но поднимается к более высокому уровню сознания и обретает смысл жизни…

Когда на то нет божьего согласья
Как не страдай она, любя,
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…