Урок литературы в аспекте риторической культуры

Разделы: Литература


Концептуальная цель преподавания литературы: развитие читательской культуры учащихся.

Аудитория: 8 «б» класс.

Тема: «Нити любви и родства». Е. Носов «Лоскутное одеяло».

Стратегическая цель: развитие этических качеств: чувства любви и патриотизма.

Задачи:

-углубить представление детей о писателе;
-учить постигать глубинные смыслы авторских образов;
-совершенствовать навыки работы над языком художественного произведения;
-закреплять умение работать в диалоговом режиме.

Проблема1. Буквальное понимание названия произведения.

Проблемный вопрос. Какие глубинные смыслы скрываются за незатейливым названием рассказа?

Варианты решения:

  1. Лоскутное одеяло - это книга поколений, их связь, преемственность, взаимопонимание;
  2. это книга времён, рассказывающая о трудной судьбе русского человека в начале XX века;
  3. это хранилище своих национальных святынь: традиций, народных ремёсел, русской речи.

Оптимальный вариант. Лоскутное одеяло не только предмет быта, но и своеобразная книга поколений, их связи, преемственности и взаимопонимания; это и книга времён, рассказывающая о трудной судьбе русского человека в началеXX столетия; это и своеобразное хранилище национальных святынь: традиций, народных ремёсел, русской речи.

Тезис: Как счастливый сон, воссоздаёт автор самые колыбельные впечатления отчего дома-России.

В.Чалмаев

Проблема2. Затруднения детей в определении авторской позиции.

Проблемный вопрос. Чему учит нас Е.Носов?

Варианты решения:

  1. любить родных;
  2. знать историю страны;
  3. беречь родную речь;
  4. хранить национальные традиции.

Оптимальный вариант. Е.Носов учит нас любить своих родных, знать историю страны, беречь родную речь, хранить национальные традиции.

Тезисы. Рассказы Носова - это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия.

В. Чалмаев

Всю - неоглядную Россию
Наследуем как отчий дом,
Мы, люди русские, простые,
Своим вскормлённые трудом.

Б. Ручьёв

Презентация

Приложение 1 к конспекту урока.

«Развитие личностных качеств учащихся средствами учебного предмета»

Содержание урока Развитие личностных качеств и психологических процессов Способы и приёмы ненасильственного воздействия
Урок начинается с игры «Фанта - зёры». Детям предлагается ответить на вопросы: Какое суще- ствительное и прилагательное вы поставите со словом бабушка? С каким месяцем, цветом, игрушкой, праздником ассоциируется у вас это слово?

Озвучивая ответы, дети аргументируют свой выбор.

Аудиальный и кинестетический каналы восприятия, творческое воображение, образное и аргументированное мышление, чувство любви к родным. Педагогика сотрудничества

1Интерес

Психологический приём:

-шоковая терапия

2Размышление

Логический приём:

-ассоциативный способ мышления

Психологические приёмы:

-психологическая пауза

-похвала в ситуации успеха

Игра позволяет плавно перейти к теме урока. Учитель сообщает цели и задачи, призывает к совместному размышлению над информацией, демонстрируя первый слайд презентации. Аудиальный и визуальный каналы восприятия, эффективное внимание, смысловая память. Педагогика сотрудничества

3Соорганизация

Психологический приём:

-погружение в ситуацию

Логико-психологический приём:

-вербальный (словесные формулы со значением объединения)

Далее идёт работа над названием рассказа. Учитель просит объяс - нить, что представляет собой лос - кутное одеяло, о чём может рас - сказать этот предмет. Суждения сопровождаются показом очеред - ного слайда, учитель демонстри-рует сам предмет как вид народно- го рукоделия, называющегося лоскутной мозаикой. Аудиальный и визуальный каналы восприятия, точность и ясность речи, эрудиция, чувство прекрасного. Педагогика сотрудничества

2Размышление

Логико-психологический приём:

-вопросно-ответный ход рассуждения

Аргументация:

-довод от факта

От буквального понимания названия рассказа осуществляется переход к его образному осмыслению. Возникает первая проблемная ситуация, учитель формулирует проблемный вопрос: «Какие глубинные смыслы скрываются за незатейливым названием рассказа?» Вопрос демонстрируется на слайде. Аудиальный и визуальный каналы восприятия, эффективное внимание, образное мышление. Педагогика сотрудничества

2Разышление

Логический приём:

-ассоциативный способ мышления

Психологический приём:

-психологическая пауза

3Соорганизация

Психологический приём:

-погружение в ситуацию

Логико-психологический приём:

-вербальный (словесные формулы со значением объединения)

Поисковая работа осуществляется по следующим вопросам:

-О чём рассказ? Как вы определите его тему? О чём доверительно

можно поговорить со старшими перед сном? Какую книгу читают

бабушка и внук?

В результате ответов на данные вопросы формулируется 1й вари - ант ответа на проблемный вопрос. Лоскутное одеяло- это книга поко - лений, их взаимосвязи, преемств - енности, взаимопонимания. Ответ демонстрируется на слайде.

Глубина и образность мышления, точность и ясность речи, аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, эмпатия, любовь к родным. Педагогика сотрудничества

2Размышление

Логико-психологический приём:

-вопросно-ответный ход рассуждения

Логический приём:

-ассоциативный способ мышления

Психологический приём:

-похвала в ситуации успеха

Продолжая поиск, учитель вновь предлагает вопросы классу: Где

живёт семья? О чём говорит имя- отчество бабушки? Что пришлось

пережить семье? Какое время от - крывается за рассказом бабушки?

В результате беседы формулирует - ся 2й вариант ответа на проблем - ный вопрос. Лоскутное одеяло- это «книга» времён, рассказывающая о трудной жизни русского человека в начале 20 века. Снова идёт демонстрация слайда.

Точность и ясность речи, аргументированность мышления, визуальный и аудиальный каналы восприятия, чувство патриотизма, любовь к родным. Педагогика сотрудничества

2Размышление

Логико-психологический приём:

-вопросно-ответный ход рассуждения

Психологический приём:

-похвала в ситуации успеха

Далее учитель сам предлагает 3й вариант ответа на проблемный вопрос. Лоскутное одеяло-своеоб - разное хранилище национальных традиций и предлагает работу в группах, чтобы доказать состоя - тельность этого варианта. Идет ра- бота над языком произведения. Де- ти отыскивают описание русской избы, описание внешности бабуш- ки, исследуют образ её жизни. Анализируют её речь. Выступление каждой группы сопровождается показом слайдов. Самостоятельность мышления, активность, умение слушать и слышать, выразительность, точность и ясность речи, аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, чувство любви и патриотизма. Педагогика сотрудничества

3Соорганизация

Психологический приём:

-коллективное творческое дело

Далее учитель просит детей рассказать о внуке, дать ему характеристику. На слайде демонстрируется репродукция картины В.Пластова «Портрет внука» Аналитическое мышление, точность и ясность речи, аудиальный и визуальный каналы восприятия. Педагогика сотрудничества

2Размышление

Логико-психологический приём:

-вопросно-ответный ход рассуждения

Психологический приём:

-похвала в ситуации успеха

Обобщая поиск, совместно форму - лируется оптимальный вариант и обращается внимание на эпиграф, слова В.Чалмаева. Педагог просит пояснить смысл тезиса, а также дать оценку автору, задав проблем- ный вопрос: «Чему учит Е.Носов?» Дети ищут варианты решения, оптимальный вариант и тезисы демонстрируются на слайдах. Системность и самостоятельность мышления, точность и ясность речи, визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия, чувство любви и патриотизма. Педагогика сотрудничества

2Размышление

Логический приём:

-ступенчатый способ мышления (индуктивный)

Психологический приём:

-похвала в ситуации успеха

3Соорганизация

Психологический приём:

-погружение в ситуацию

Подводя итоги урока, учитель благодарит детей, оценивает их продвижение и предлагает домашнее задание (по выбору):

1Прочитайте рассказ Е.Носова «Малая родина»

2Напишите мини-сочинение «Моя бабушка»

3Создайте своё «лоскутное одеяло- родословную семьи (в рисунках или фотографиях)

Аналитическое мышление, искренность, толерантность, творческое воображение, чувство любви и патриотизма Педагогика сотрудничества

1Интерес

Психологические приёмы:

-аудиальный (голос учителя)

-стимулирование

В качестве рефлексии детям предлагаются вопросы:

-Чем был полезен урок?

-Что было интересно?

-В чём испытывал затруднение?

-Что не удалось?

-Над чем надо работать?

-С каким настроением уходишь?

Рефлексивное мышление, ясность и точность речи, этические эмоции и чувства (искренность, эмпатия) Педагогика сотрудничества

1Интерес

Психологический приём:

-шоковая терапия

2Размышление

Логико-психологический приём:

-вопросно-ответный ход рассуждения

Приложение 2 к конспекту урока

«Психологический портрет аудитории 8 «б» класса»

Социально-демографические признаки: в классе 22 человека, из них 12 мальчиков. Возраст учащихся от 17 до 14 лет. Трое воспитываются в опекаемых семьях (бабушками), не имея родителей, шестеро – в неполных семьях (только мамами).

Социально-психологические признаки: большинство учащихся имеют неосознаваемую потребность в уроке литературы, 40% детей посещают уроки с морально-дисциплинарным мотивом и лишь 30% с интеллектуально-познавательным мотивом. У половины детей наблюдается равнодушное и соглашательское отношение к предмету, эти дети находятся на 1-ом и 2-ом уровне понимания.

Индивидуально-личностные признаки: ведущие каналы восприятия – визуальный и кинестетический. По психосоматическому типу преобладают вата-питта и вата-капха. У половины детей произвольное внимание, преобладает образное мышление. Ведущее мировосприятие «я хороший - мир хороший», но треть детей с мировосприятием «я плохой - мир хороший». У большинства детей наблюдается осознаваемая потребность в благородных эмоциях и чувствах, однако часты проявления обиды и осуждения. У половины детей наблюдается убогость речи: примитивизм, неясность и неточность.

Экзистенциально-личностные и биоэнергетические признаки: более половины детей с объектным мировоззрением, здоровьеразрушающими состояниями и низкой энергетикой.

Вид проблемного урока: для данной аудитории детей предложен проблемно- поисковый урок.

Вывод: дифференциация осуществлялась по целому ряду оснований: по полу, возрасту, семейному положению. По потребностям, мотивам и отношению, по уровням понимания, по типу мышления. А также по мировосприятию и мировоззрению, по экзистенциально-личностномму и биоэнергетическому подходам, по уровню развития эмоционального и речевого центров.

Приложение 3 к конспекту урока

«Реализация технологии дифференцированного обучения и воспитания»

Основания

дифференциации

Действия учителя по реализации

дифференцированного подхода

1.По полу:

·1 для мальчиков

 

·2 для девочек

Предложена работа в режиме поисковой активности. Предус-

мотрена групповая работа, позволяющая брать ответственность на себя. Предложены разные виды деятельности.

Заострено внимание на роли женщины в семье как хранительницы домашнего очага. Предложено эмоционально-чувственное прочтение текста и знакомство с видом народного рукоделия - лоскутной мозаикой.

2.По возрасту:

·1 17-14 лет

Для детей данного возраста очень актуальна проблема выстраивания отношений с родителями. Поэтому предложенная тема урока нацелена на позитивное решение проблемы отцов и детей.
3.По семейному положению:

·2 41% детей воспитыва- ется в опекаемых и неполных семьях

Для данной категории детей предусмотрен тактичный разговор о роли семьи в воспитании детей, а стратегическая цель урока - развитие чувства любви к родным-направлена на осознание потребности в создании крепкой, полноценной семьи.
4.По потребностям:

·3 неосознаваемая

Для развития осознаваемой потребности в уроке литературы учитель использовал опору на жизненную основу темы урока; проводил работу над точностью, ясностью и образностью речи; учил глубине мышления через образное прочтение текста; активизировал деятельность детей через работу в диалоговом режиме.
5.По мотивам:

·4 морально-дисциплинарный

·5 эмоционально-эстетический

Учитель подобрал жизненный и актуальный материал урока.

Чтобы вызвать интерес детей, учитель использует на уроке компьютерную демонстрацию, игру на образное мышление.

В течение урока педагог обращается к жизненному опыту детей, использует аргументацию, развивает эрудицию, стимулирует детей, использует похвалу в ситуации успеха, предлагает разноуровневое домашнее задание.

6.По отношению:

·1 равнодушное

·2 соглашательское

Учитель предложил тему урока, содержащую смысложизнен - ную информацию, волнующую подростков.

Предложил самостоятельно прочитать рассказ и проработать вопросы к тексту. В течение урока педагог обращается к личному опыту детей, просит высказать своё мнение.

Использует вопросы рефлексии, позволяющие глубоко осмыслить всё произошедшее на уроке.

7.По уровням понимания:

·1 1-й и 2-й уровень

 

 

 

 

 

 

·2 3-й и 4-й уровень

Для развития правого полушария, отвечающего за понимание информации, педагог использовал разные способы изложения материала: ассоциативный, вопросно-ответный ход размышления, ступенчатый. Сопровождал изложение материала компьютерной демонстрацией, активизируя визуальный канал восприятия, обеспечивая более высокое качество восприятия.

Для детей данного уровня учитель предлагал вопросы и задания, позволяющие от эмоционально-чувственного прочтения текста перейти на его логическое осмысление. Предложил работу в группах для применения информации (анализ языка художественного произведения).

8.По каналам восприятия:

·1 визуальный

·2 кинестетический

 

 

 

 

·3 аудиальный

В течение всего урока велась компьютерная демонстрация, осуществлялась визуальная работа с текстом. Каждый ученик получил рассказ в отпечатанном виде. Логическое осмысление текста осуществлялось через его эмоционально-чувственное прочтение. Был выстроен чёткий алгоритм познавательной деятельности: совместный поиск и размышление, его устное оформление, затем демонстрация выводов на экране.

Учитель использовал разные виды чтения: просмотровое, выборочное, вслух. Разные виды слушания: информативное (понять), эмоциональное (воспринять, почувствовать), инструктивное (применить). Использовал приёмы рефлексивного слушания: уточнение, перефразировка, резюмирование.

9.По типу мышления:

·1 образное

Учитель предлагает игру «Фантазёры», анализ произведения выстраивает через работу с образами, использует ассоциативный способ мышления.
10.По психосоматическому типу:

·2 вата-капха

·3 вата-питта

Педагог использует средний темп ведения урока, разные виды деятельности, переключаемость внимания, опирается на воображение детей, абстрактное мышление.
11.По вниманию:

·1 произвольное

Чтобы вызвать интерес к деятельности, учитель предлагает игру «Фантазёры». Затем вводит две проблемные ситуации, добивается их решения, организует работу в группах, а также предлагает интеллектуальную рефлексию.
12.По мировосприятию:

·2 я плохой - мир хороший

Для детей, которые ощущают себя одинокими, незащищёнными делался акцент на важности понятий дом, семья, любовь, Родина.
13.По экзистенциально-личностному подходу:

·3 здоровьеразрушающие состояния

·4 здоровьесберегающие состояния

Для преодоления страха, неуверенности, тревожности педагог использовал приёмы совместного обсуждения информации (работу в диалоговом режиме, групповую работу), проявляя эмпатию и толерантность.

Подача материала осуществлялась сквозь призму эмоционально-чувственного восприятия. Стратегическая цель урока работала на развитие таких состояний, как любовь, радость, светлое мироощущение.

14.По мировоззрению:

·1 объектное

·2 субъектное

На протяжении всего урока учитель активизировал детей, апеллируя к их личному опыту, поощрял самостоятельность мышления.

Осуществлял проблемное изложение материала (предложил две проблемные ситуации). Стратегическая цель урока работала на развитие духовности.

15.По биоэнергетическому подходу:

·1 низкая энергетика

 

 

·2 высокая энергетика

В ходе всего урока учитель поддерживает с детьми биоэнергетическую грань диалога:

-создаёт уютное, эстетическое пространство общения (наглядность);

-побуждает к позитивному осмыслению информации через образное прочтение текста;

-опирается на положительные эмоции через эмоционально-чувственный контакт с детьми;

-проявляет эмпатию и толерантность, благодарит за проявление искренних чувств;

-создаёт позитивную энергетику, объединяющую всех учащихся через сомыслие и сопереживание текста.

16.По уровню развития эмоционального центра:

·1 для 0 уровня

·2 для 1-го уровня

Через эмоционально-чувственный контакт с детьми, исключающий проявление отрицательных эмоций, учитель осуществлял эмотивную грань диалога. В конце урока предложил психологическую рефлексию.

Потребность в благородных эмоциях и чувствах учитель реализовывал через развитие чувства любви и патриотизма.

17.По уровню развития речевого центра:

·1 для 0 уровня

·2 для 1-го уровня

На протяжении урока учитель ведёт работу над точностью и ясностью речи. Точность речи отрабатывалась через чётко поставленные вопросы и умение правильно на них отвечать.

Ясность речи отрабатывалась через доступность информации и правильное её понимание.

Осознанная потребность в грамотной и красивой речи реализовывалась через работу в активном диалоговом режиме, через работу над языком художественного произведения, через речь учителя (как образец).