Тема урока: "Научить читать не глазами, а сердцем"

Разделы: Литература


Тренируйте воображение
и лелейте мечты.
А.Грин.

Из всех способностей человека самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в любой работе: математика, физика, биолога, экономиста, литератора, фермера или менеджера.

Но чтобы развить в ребенке способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазий к любому процессу.

Л. С. Выготский считал, что литература – такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Она через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность.

Цель моих уроков – создание условий для формирования у подростков интереса к чтению для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и становлении человека.

«Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочным образом, ребенок учится мыслить словами… Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»,- писал Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, которому пытаюсь научить школьников.

Предлагаю своим ребятам творческие задания: на выбранную букву алфавита найти в словаре С. И. Ожегова слова с лексическим значением, обозначающим положительное качество человека, к нему подобрать антонимы, синонимы. Кроме того, на это понятие необходимо найти загадки, пословицы, мудрые выражения. И последний этап работы – это составление сказки. В конце четверти проходит защита творческих работ учащихся.

М

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь.

Синоним – доброта.

Антоним – жестокость.

Сказка.

В одном саду росли рядом Роза и Лилия. Гордая Роза была ветреной красавицей в ярких нарядах, а белоснежная лилия - скромной и застенчивой.

Как-то раз забрел в прекрасный сад бедный старичок. Подошел он к Розе и попросил воды напиться. Гордая красавица презрительно смерила старичка надменным взглядом, жеманно пожала плечами и отвернулась, процедив сквозь зубы: «Вот еще» А Лилия, услышав просьбу старичка, сбегала к чистому, прозрачному ручью и подала прохожему свежую воду. Старичок улыбнулся, поблагодарил Лилию и исчез.

На следующий день Роза услышала стук колес кареты. В сад вошел солидный мгновенно сбегала к ручью и, когда, возвращаясь обратно, хотела подать кувшин с прозрачной пожилой господин с тростью в руке. Он попросил у Лилии воды, чтобы утолить жажду. Девушка водой, Роза подставила ей подножку. Лилия споткнулась и облила водой незнакомца. Роза ехидно засмеялась. Господин нахмурился и уехал.

Следующим утром Лилия по обыкновению встала рано и, сидя у хрустального ручья, любовалась зарей. Вдруг перед нею появился тот самый старичок.

- Какое ваше самое заветное желание? – обратился он к Лилии.
- Я хочу, чтобы весь мир был счастлив, - ответила девушка.
- А для себя вы ничего не хотите? - снова задал вопрос старичок.
- Ничего.
- А разве вам не нужно счастья?
- Я буду счастлива только тогда, когда все будут счастливы.
- Старичок покачал головой:
- Но для этого понадобится много времени и сил.
- Ну и что же, я буду стараться.
- Хотите прямо сейчас сделать весь мир счастливым?
-О, да! Конечно! – глаза Лилии загорелись.

Старичок взял ее за руку и взлетел ввысь, забравшись на самые облака. Оттуда, сверху, все было прекрасно видно: вся земля лежала, как на ладони.

- Стоит вам протянуть ладошки к солнцу, а потом пустить его лучи вниз, как по земле запрыгают солнечные зайчики, которые соберут у людей всю злобу, жестокость и ненависть, а вечером унесут это далеко-далеко, закрыв в солнечной клетке.

Лилия сделала так, как велел ей старичок, и через минуту Земля засияла золотистыми огоньками. Когда вечернее солнце пролило алое сиянье на голубой небесный свод, старичок превратился в прекрасного принца-волшебника.

- Вот вы и сделали весь мир счастливым. А теперь возьмите, наконец, свое счастье.

И они умчались по пылающему небу в золотой колеснице, запряженной белоснежными лошадьми-облаками.

Люди глядели вслед и, улыбаясь, благодарили Лилию за ее доброе сердце. А жестокая гордая Роза покрылась от злости шипами и растеряла все свои лепестки.

Королева Н. 5 класс

Именно сказки действуют на душу ребенка. Кроме того, идет большая поисковая работа, развитие мыслительной деятельности. По словам Д. Дьюи, «человек, по- настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».

Человек в общении с миром природы чувствует ответственность за все живое, способность воспринимать красоту и богатство природы, формируя тем самым потребность делиться своими впечатлениями и наблюдениями, вводя в свою речь экспрессивно-эмоциональные оценки.

Предлагаю семиклассникам поделиться своими впечатлениями после летнего отдыха, и появляется стихотворение «Лето»:

Ясное небо над головой,
Плавно плывут облака,
Озеро светлой играет волной,
Звездная ночь далека.
Ветер-буян, что же ты не шумишь?
Видно, решил отдохнуть?
Тихо стоит присмиревший камыш –
Ждет, что пройдет кто-нибудь.

Ветви березы, склоняясь к цветам,
Нежности шепчут слова.
Лучики солнца скользят по кустам,
Свежестью дышит листва.
Лето - прекрасная очень пора.
Жизнь процветает вокруг.
Пахнет смолою деревьев кора.
Лето! Ты лучший мой друг!

7 класс

Ученики должны понять, что художественное слово способно и живописать, и звучать, как музыка. Состоянию души людской, вызванному встречей с настоящей поэзией нет названия. И это, наверное, потому, что она не формирует чувства, а только дает толчок их рождению, а дальше работа сердца и разума всегда индивидуальная и всегда неповторимая. Так же, как сама поэзия.

На уроке «Талант побуждает к творчеству» ученики задумываются над тем, что такое личность? Какое она способна оказать влияние на окружающую действительность? Каковы критерии оценки личности?

Можно ли согласиться с мнением о влиянии обстоятельств на жизнь человека? Ответ на этот вопрос продолжает размышления учащихся об ответственности человека за свой нравственный мир, за свою жизненную позицию. И вновь появляются стихи.

Звезда Счастья

На большом небосводе
Сияет яркая звезда.
Всех людей с ума сводит,
Но никто не достанет ее никогда.
По ночам, когда месяц выходит,
Когда звездам поет серенады,
Она лучиком светлым выводит
Серебристые звонко рулады.

И под музыку неба ночного
Она вальс серебристый танцует.
И кружится все снова и снова,
И, любя, ее месяц целует.
Называется счастьем эта звезда.
Жизнь – небо, в котором она танцует.
Счастье это никто не возьмет никогда,
Только можно послать поцелуи…

7 класс

На уроках развития речи широко использую художественные произведения чувашских писателей. Такая работа знакомит учеников с историей родного края, его традициями, обычаями, обрядами, способствует воспитанию любви к родному народу, развивает эстетические чувства, без которых немыслимо благородство души, сердечное чувство, познание жизни не только умом, но и сердцем.

После прочтения рассказа Л. Маяксема «Береза», учащиеся рассуждают о том, что нужно сделать, чтобы доброта, милосердие согревали нашу жизнь. В чем причины жестокости человека?

Степан жесток, потому что не видит красоты, ищет во всем только пользу. Такое сердце не способно к жалости ко всему живому на земле.

Соловьева Е.

Чтобы доброта и милосердие согревали нашу жизнь, необходимо, чтобы все люди творили только добро, любили друг друга.

И я считаю, что доброту в ребенке нужно воспитывать с детства.

Чубуков Д.

Я думаю, что причина жестокости человека кроется в непонимании его окружающими людьми.

Соловьева О.

Прежде всего, я думаю, что не сама доброта и милосердие согревают нашу душу, а некая гордость от сознания того, что мы поступаем так, как нужно.

Иванов В.

Жестокость – это болезнь. Доброта сильнее жестокости.

Жузьева Е.

Причины жестокости человека я вижу в том, что он не может делить радость с другими людьми, не может радоваться счастью других, он завистлив.

А человек, жадный и завистливый, не может быть добрым и веселым, внимательным и отзывчивым. От него отворачиваются люди, его престают уважать, и постепенно он остается один…

Иванова М.

При раскрытии содержания сюжета изучаемого текста перед учащимися ставятся вопросы, направленные на осмысление детьми поднимаемых автором социально значимых проблем, на постижение нравственного, гражданского смысла художественных произведений.

Свое отношение к поднятой проблеме в рассказе В. Чаплиной «Оглянитесь вокруг, пожалуйста!» учащиеся выражают следующим образом:

Я согласен с В. Чаплиной. Люди перестали думать друг о друге. Сейчас, например, на планете не прекращаются войны, гибнут люди. Я думаю, что эту проблему можно и нужно решать только всем миром. И решать не путем пролития крови, а только мирным путем, как и советовал М. Ганди. Он говорил: «Ненависть ожесточает людей и вносит в их жизнь зло».

Иванов П. 9 – Б класс.

Растопите в ваших душах лед, не дайте ему превратить вас в бесчувственную глыбу. И тогда, я уверена, мы одержим победу над равнодушием, царящим в этом мире.

Трифонова Т. 9 – Б класс.

Если мы, сгорбившись, будем смотреть только себе под ноги, чтобы не споткнуться, то, постепенно угасая, потеряем любовь к жизни. Оглянитесь вокруг, посмотрите на мир открытыми глазами, и вам захочется понимать язык природы, слушать журчание ручья, трели соловья и жить полной жизнью.

Давыдов В. 9 – Б класс.

 Моя главная задача – помочь подростку увидеть в художественных произведениях их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель, то есть должна быть живая, жизненная трактовка классика.

При изучении в седьмом классе повести М. Горького «Детство» на основе проведенных наблюдений делаем вывод, что писатель располагает огромным богатством изобразительно – выразительных средств языка, которые позволяют ему нарисовать живую картину поведения мальчика и разнообразие его чувств. Благодаря способности литературы убеждать в правде чувств и переживаний героев ученики сами проходят своеобразную «школу чувств» - нравственных, эстетических, гражданских, развивая себя как личность. Дома семиклассники пишут сочинение о своем детстве, которое направляет их на самооценку с позиций приобретенного эмоционально – нравственного опыта.

Мое раннее детство

Годы моего раннего детства прошли в доме моей бабушки. В окружающей меня обстановке жизнь моя протекала спокойно, и я постоянно была окружена людьми, любящими и понимающими меня. Я была единственной внучкой у бабушки с дедушкой, которые во мне души не чаяли и во всем со мной соглашались, выражая свою искреннюю привязанность и любовь ко мне.

Мама же часто баловала, потакала моим капризам, ни в чем не отказывала. Этим она причинила вред формированию моего характера. И позже, став старше, я потребовала от всех те знаки внимания, которыми меня одаривали, когда я была единственной дочкой, единственной внучкой, племянницей.

И все же, окруженная любовью, я чувствовала, что мне чего-то недоставало, хотя сама не знала, чего именно. Теперь я понимаю, чего мне тогда не хватало. Я росла избалованным ребенком, словно капризный цветок в оранжерее, за которым все ухаживали, холили, ласкали, берегли, а потом вдруг бросили, позабыли, и цветок продолжал расти сам по себе, чудом уцелев от опасностей, но все же испытав на себе жестокость посторонних людей.

А если бы со мной рядом был кто-то, воспитавший меня правильно, сделавший не мимозой, а сильным человеком. Да, мне нужен был этот кто-то, любящий, но не потакающий мне; мне нужно было, чтобы он научил меня противостоять ударам судьбы, чтобы он научил, как преодолевать барьеры, которые встают перед нами. Если б этот человек был со мной, возможно, дальнейшие годы моего существования сложились бы иначе.

О своем раннем детстве я не жалею и не хотела бы вернуть его. Я предпочитаю жить настоящей жизнью и идти все вперед навстречу своей судьбе.

Степанова Т. 7 класс

Если раньше дети рассматривали свое окружение только с точки зрения личных интересов, то теперь в работах заметное стремление осмыслить свою человеческую ценность, отдать себе отчет в том, каким человеком видят тебя со стороны. Но речь должна пойти не только об оценке того или иного поступка, а о выработке нравственной позиции, которая станет основанием для постоянного повышения требований к себе, поисков образцов для подражания и установления правильных взаимоотношений с людьми. Я стараюсь раскрыть учащимся возможности самопознания, самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Неразделенная любовь, обманутые надежды, несбывшиеся мечты, разочарования, обиды… Сколько еще предстоит увидеть этим глазам! И будут ли они справедливы, милосердны? Не поселится ли в них равнодушие? Стараюсь помочь ребятам самим окунуться в процесс творчества, создать творческую «лабораторию», в которой можно было бы испытать разные способы самовыражения. И очень ценю искренность учащихся в творческих работах. Значит, они доверяют мне.

После изучения произведения Куприна «Гранатовый браслет» ученики пишут сочинение на свободную тему.

Человек должен благоговеть перед любовью.

Я с недавнего времени вдруг с особенной остротой поняла, что жизнь нам дается только раз, и самое ценное, что в ней есть – любовь. Прекрасное, неразгаданное чувство, скрывающее в себе минуты упоительной радости, неземного блаженства, переполняющее все существо, трепещущее от близости любимого человека и длинные недели беспросветной тоски, отчаяния, терзаний, дни сомнений, часы разочарований… Как часто мы своими руками «разбиваем» собственное счастье, уничтожая любовь, на которой оно основано! Я бы полжизни отдала без тени малейшего сожаления, лишь бы время повернулось вспять, чтобы можно было остаться, любить и быть любимой!

Боже, все глупости, совершаемые нами в этой жизни, ничто по сравнению с теми, которые мы совершаем в любви… Глупость, которую совершила я, побила все мировые рекорды: я просто улыбнулась и ушла. И даже не подумала: а вдруг? А вдруг это она и есть? Та, которая на всю жизнь? Ведь бывают на земле чудеса – и в шестнадцать лет можно встретить того, с кем будешь счастлива до самой смерти.

Как горько сознавать, что потеряла. А я потеряла, знаю это, и безвозвратно потеряла. Самое-самое потеряла – его любовь. Как-то странно думать, что этой любви не будет – так же странно свыкнуться с мыслью об умершем человеке. Ты помнишь слова его, и жесты, и взгляды, и мгновения, когда он был рядом, и разные мелочи – а его уже нет и не будет.

Любви нет, а помню все: и благоухающие вечера, и праздничный, весь в огнях город, и как мы шли вдвоем рука об руку, а он мне пересказывал фильм, который я почему-то никогда не видела, хотя его уже много раз показывали. И даже этот голос помню, такой родной, такой близкий мне голос! Помню, как однажды возвращалась из поездки. Конец рабочего дня, надеялась застать. Врываюсь в кабинет – никого, еще кабинет – и еще никого. Но ведь не может же такого быть! Не может быть, чтоб мы не увиделись – я так ждала… Мир рушился, в нем оставалась лишь я да мое огромное горе. Сейчас я готова тысячу раз пережить этот миг, когда словно сотни стрел вонзаются в сердце, лишь бы не было теперешнего состояния. Тогда, сидя в кабинете и тупо уставившись в потолок, я могла быть уверенной, что мы все же увидимся, а теперь?!... Только успела послать проклятие в адрес этой поездки – в дверях появился он, и… я не поняла, почему никто не обратил внимания на искры, громы и молнии, просверкавшие между нами…

Это была любовь-страсть, любовь-нежность, любовь с большой буквы. Я верю, я знаю – любил, так же, как знаю, что сейчас не любит. Я так уверена, что видела его глаза. А они никогда не обманывают. И вообще глаза для меня – что раскрытая книга, и я никогда не ошибалась, читая ее, так что знала наверняка – любит… И перед этой любовью с запозданием преклоняю колени, и эту любовь боготворю. Эта любовь была понятна одной мне, потому что на одну меня смотрели эти глаза с таким выражением. Эта любовь была предназначена для меня, потому что только я смогла вызвать на его губах улыбку искренне любящего человека. Я преклоняю колени перед этой любовью и не смею коснуться ее больше – я ее потеряла. В моих глазах боль и отчаяние, но я не смею просить о прощении и умолять вернуться – я ее потеряла. Жить трудно, но надо, впереди много хорошего, будет муж, будут дети, я буду любить их, и все будет хорошо, но самого любимого… не будет.

А может, нужно бороться за него, за любовь, за счастье? В конце концов, любовь, мне кажется, - проверка. Без нее человек был как человек – трудился, учился, спокойно жил, а тут вдруг она – ну-ка, человек, как ты себя поведешь, кем станешь – орлом ли, вознесшимся над мелочами, ужом ли, перед ним пресмыкающимся? Это вроде испытания на прочность, которому подвергаются сильные люди – просто чтобы проверить, насколько они сильны. Значит, если мне послана любовь, я тоже сильная, ну а если сильная – буду ею до конца, несмотря на то, удастся мне вернуть любовь или нет.

Я полна решимости и сил, я добуду себе право быть счастливой. «Дорожите счастьем, дорожите…» - говорил Эдуард Асадов. «Благоговейте перед любовью, благоговейте!» - добавляю я. И даже если ее вернуть не удастся, я просто преклоню колени, благодаря за радость и за горе, благоговея…

Степанова Т.11 класс

Урок литературы в школе – это не урок литературоведения. И задача его вызвать у ребят любовь к чтению и умение читать не глазами, а сердцем. Не литературу в литературе видеть, а жизнь. Ту самую жизнь, которой они живут не тогда, когда сидят на уроке, а когда они в ней участвуют.

Я очень люблю свою профессию и свой предмет. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, - открывать детям мир. А мир – это небо и земля, семья и отчий дом, друзья и любимые.