Урок истории Отечества в 11-м классе по теме: "СССР в 50–60-е годы"

Разделы: История и обществознание


Тема урока: “СССР в середине 50 – середине 60 Х годов”.

Цель: урока: показать учащимся особенности и противоречивый характер экономических и социальных преобразований в СССР в рассматриваемый период; выяснить значимость и последствия проводимых реформ; продолжить развивать логическое и аналитическое мышление учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся; воспитать уважение к отечественной истории.

Оборудование урока: учебная карта “СССР в 50-60 гг.”, атласы по истории Отечества 11-го класса, мультимедийный диск по истории Отечества XX век; фотография надгробного памятника на могиле Н.С. Хрущева.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и приемы учебной деятельности с учащимися: беседа с учащимися, сообщения учащихся, обсуждение проблемных вопросов.

Эпиграф урока: “Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие..."

Н.С. Хрущев (из выступлений на ХХI съезде КПСС)

Ход урока.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

11 сентября 1971 г на 77 году жизни умер пенсионер всесоюзного значения Н.С. Хрущев. Через несколько лет на его могиле была поставлена стела, выполненная скульптором Э. Неизвестным (показ фотографии с надгробным памятником).

Работая над памятником, Э.Неизвестный говорил: “Покойный при жизни испортил мне несколько лет, теперь сделает это и после смерти, но заказ я выполню, я сам этого хочу. Он стоит того”. (Рис.3)

Проблемный вопрос урока: “Какие особенности в деятельности Н.С. Хрущева хотел передать автор надгробного памятника?”

Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос урока, организуется просмотр мультимедийного диска “История Отечества XX век” , раздел 1954-1964гг.

1. Реформа промышленности.

Вопросы уч-ся:

– В чем состояла суть реформ промышленности, почему реформы носили противоречивый характер? Ответ аргументировать.

– Какие проблемы был призван решить отказ от отраслевой системы управления экономикой? Достигла ли своих целей административная реформа.

2. Реформа в области сельского хозяйства.

Вопрос уч-ся:

– Особенности реформ в сельском хозяйстве. Определить положительные и отрицательные последствия реформ.

По ходу просмотра мультимедийного диска учащиеся могут составить опорную схему.

“Экономика СССР в 1953-1964 гг.”

Рисунок 1.

  • освоение целинных земель в Казахстане (с 1954г).
  • повышение закупочных цен на с/х продукцию.
  • снижение налогов на колхозы и колхозников (с 1953г).
  • 1959г – принудительное выращивание кукурузы.
  • 1959г – принудительный выкуп колхозами техники и МТС.
  • 1958 – сокращение личных подсобных хозяйств колхозников .
  • повышение цен на продовольствие.
  • преимущественное финансирование легкой и пищевой промышленности.
  • увеличение товаров массового потребления.
  • сокращение темпов роста экономики.
  • низкий уровень промышленного производства на душу населения.

Вопрос уч-ся: Определите последствия проводимых в стране реформ.

Вопрос о социальной политике можно рассмотреть в форме ролевой игры, сценарий которой учащиеся готовят заранее.

Участники игры: корреспондент журнала “Агитатор”, колхозница, горожанин – рабочий.

Задание учащимся: По ходу игры заполнить схему (макет схемы нарисован на доске).

Социальная сфера в 50-х – начале 60-х гг.

Рисунок 2.

Журналист. Все мы знаем, как улучшилась жизнь простых людей при дорогом Н.С. Хрущеве. А какие изменения произошли в вашей жизни.

Колхозница. Да, жизнь стала намного лучше! Особенно в 50-е гг., когда увеличили приусадебные участки в пять раз, снизили налоги в два раза, увеличили закупочные цены. Вот тогда-то мы и зажили. В конце 50-х гг. в нашем колхозе стали выдавать паспорта, но вскоре председатель – то наш паспорта у нас отобрал, а взамен выдал справки: чтобы колхозники из деревни в города не бежали. Дочь моя, правда, в город уехала, в институт поступила, живет в общежитии. А подружки ее деревенские кочуют с предприятия на предприятие, специальности ведь нет…

В 1964 г дали наконец колхозникам пенсии, но возраст не снизили. Проживи, попробуй, на пенсию в 32 рубля.

Вот Никита Сергеевич на съездах партии сказал, что будем строить коммунизм. Хорошее дело. Стали колхозы укреплять, отстающие колхозы передают сильным, образуют совхозы.

Скот решили выкупать к у крестьян… А на деле справку дали и скотину без всяких денег увели. Говорят, что при коммунизме свое хозяйство не нужно вести, все в магазине можно будет купить. И жизнь будет, не в деревнях, а в агрогородах каких-то, как городские. Хорошо бы все в магазине покупать, только продуктов в них нет, и денег тоже не хватает.

В городе, дочь пишет, люди с ночи за хлебом в очередях стоят. Говорят, зерно за границей покупать начали…Чудно это!

Журналист. Итак, жизнь наших колхозников улучшилась. А как дела у нашего героического рабочего класса?

Рабочий. Сам я приехал в город из деревни. Работаю на заводе ЗИЛ. Женат. Жена со мной на заводе работает. В этом году мы получили квартиру в Черемушках. Новый район, дома пятиэтажные. Квартира отдельная, большая, две комнаты. А нас всего-то четверо…Есть кухня своя, отдельная, большая, больше пяти квадратных метров. Но главное – это ванная комната. Написал в деревню - не верят. Раньше мы в коммуналке жили, к плите в очередь стояли, ванной пользовались по графику. Теперь другое дело!

Минимальную зарплату увеличили на 35% . Спасибо родной советской власти. Рабочую неделю сократили с 48 до 46 часов. Пенсии повысили в два раза, а пенсионный возраст на пять лет снизили. Женщины в 55 лет, мужчины в 60. Через двадцать лет обещают долги по госзаймам оплатить, но зато перестали требовать, чтобы госзаймы покупали обязательно. Сын в 9 классе учится. Раньше платить надо было за старшеклассника, а теперь – бесплатно. В городе так хорошо жить!

Выступление учащихся, проводивших среди участников школы соц.опрос.

Что в социальной политике Н.С. Хрущева вам понравилось больше всего?

Представление результатов в виде графика.

Закрепление изученного материала.

  1. Эпиграф урока. Какие вопросы поднял Н.С. Хрущев выступая на XXI съезде КПСС. Как поднятые вопросы решались.
  2. Почему Э. Неизвестный надгробный памятник на могиле Н.С. Хрущева выполнил в виде сочетаний черного и белого мрамора. Ответ аргументировать.

Заключительное слово учителя.

“Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза…А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди…И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам…”

М. Ромм (кинорежиссер)