Социализация личности подростка через преподавание общественных дисциплин

Разделы: История и обществознание


В связи с тем, что современное российское общество переживает период становления новой системы ценностей, которая нацелена на выявление приоритета интересов гражданина и формирование основ правового государства и гражданского общества, большое значение приобрела проблема социальной адаптации человека в новых условиях.

Все мы сталкиваемся со сложными жизненными ситуациями, относящимся к различным сферам деятельности: семейно-бытовой, культурно-досуговой, социально-политической, трудовой и зачастую не в состоянии самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Особенно трудно приходится молодым людям, которые ещё не имеют достаточного жизненного опыта. И чтобы помочь им найти своё место в жизни и стать достойным членом общества, ещё на школьной скамье ребёнка нужно научить ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения..

На мой взгляд, более успешно решить эти задачи можно в процессе изучения общественных дисциплин, которые наиболее полно дают представление обо всех сферах жизнедеятельности общества, помогают решать проблемы ориентации в правовых нормах и административных структурах, в нормах поведения и формах общения, проблемы ориентирования в явлениях природы и социальной жизни.

В соответствии с этим, хочу поделиться опытом работы по социализации подростков в процессе изучения истории и обществознания.

Важным аспектом в процессе социализации является освоение человеком социальных ролей. Ролевые требования по отношению к человеку, выдвигаемые обществом закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона, морали. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Учащиеся в подростковом возрасте пытаются самостоятельно осваивать подобные роли, при этом, не всегда понимая, что требует от них общество. Поэтому моя задача, как педагога, помочь им разобраться в данном вопросе и целенаправленно осуществлять процесс обучения социальным ролям.

Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:

1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Второй аспект представляется наиболее важным. Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру.

С целью знакомства и обучения социальным ролям на уроках истории и обществознания мы с учащимися пытаемся, как бы переложить на себя определённые социальные роли людей живущих в тот или иной исторический период. Изучая темы: “Социально-экономическое развитие России”, “Положение основных слоёв общества в начале ХХ века”, “Социальная структура современного российского общества” и др., учащиеся выполняют проблемные задания по определению социальных ролей того или иного слоя людей. Подобная работа помогает им понять положение человека в обществе в определённые периоды российской истории: в 19 веке, в Советской России, в современной России и сравнить насколько изменились социальные функции за столетие или несколько десятилетий. Например:

Социальная роль. Выполняемые социальные функции.
Ребёнок 12-14 лет из рабочей семьи начала ХХв.
  • работа на производстве;
  • учёба;
  • воспитание младших членов семьи;
  • помощь по хозяйству и т.д.
Ребёнок 12-14 летв конце ХХ века.
  • учёба; - отдых и развлечения;
  • занятие творчеством и спортом;
  • помощь в домашнем хозяйстве и т.д.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности. Например, урок-интервью – это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондентов с представителями, какой либо социальной группы. Для того, чтобы ученики лучше поняли и осмыслили события, происходившие в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. проводятся подобные уроки. Например, урок по теме “Забастовочное движение в Кузбассе”. Готовясь к своим ролям: члены забастовочного комитета, представители руководства предприятия, корреспонденты средств массовой информации, учащиеся ищут необходимые сведения не только в литературе, но и проводят интервью со своими родителями, знакомыми, которые принимали непосредственное участие в забастовках. Подобная работа помогает лучше освоить данную роль и получить информацию что называется “из первых уст”.

В курсе обществознания, при изучении социальной сферы современного общества, учащиеся знакомятся с социальной структурой нашего государства и учатся усвоению тех или иных ролей, требуемых от них на данном этапе и в последующей жизни. Урок “Социальный статус и социальная роль” помогает понять, насколько важно в современном обществе соответствовать определённому социальному статусу. При этом в большей мере зависит от самого человека, на сколько высок будет этот статус. И если подростка не устраивает его предписанный статус – полученный от рождения, то в его силах этот статус изменить, т.е. стремиться к достигаемому статусу, который приобретается собственными усилиями.

Чтобы проанализировать, как глубоко подростки понимают своё социальное положение и могут выполнять социальные роли, даю задание провести опрос сверстников по данным вопросам:

  1. Перечислите социальные роли, которые вы выполняете.
  2. Какие из них вам нравятся больше?
  3. Какие не хотелось бы выполнять?

На основе результатов, полученных в ходе опроса можно сделать следующие выводы.

  • 70% учащихся перечисляют более 20 ролей выполняемых ими в повседневной жизни;
  • 30% назвали 10-15 ролей;
  • больше нравятся такие роли, как: сын, дочь, друг, ученик, отдыхающий, пассажир и др.;
  • большинству подростков не хочется выполнять роли работника, организатора, дежурного и др.

Не менее важную роль в успешной социализации подростков играют правовые знания.

В содержании школьного образования, и в частности, в курсе “Обществознание” большое внимание уделяется развитию правовой культуры личности, которое рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращение России в современное правовое государство.

В решении этой задачи весьма актуальным является изучение тем связанных с основами правовых знаний. Организуя занятия по данным темам, считаю необходимым подчеркнуть важность права как ценности для общества в целом, а также его роль в судьбе отдельных людей. Для этого, прежде всего, необходимо давать учащимся сведения практического характера, знакомить их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы Российского законодательства. Отсюда максимальная заострённость на житейских повседневных проблемах, которые касаются широких слоёв населения и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволит подросткам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющееся, увидеть личностную значимость правовых знаний.

Кроме того, очень важно в ходе изучения данных тем постоянно активизировать самостоятельную работу учащихся пусть даже на поверхностном уровне. Большое значение имеет самостоятельное решение юридических казусов (примеров).

Таким образом, перед началом изучения тем правового характера предлагаю учащимся 9 класса разрешить ряд правовых ситуаций, в которых могут оказаться они или их знакомые. При этом учащимся необходимо выбрать ситуацию из той сферы деятельности, которая им больше нравится, и с которой они наверняка смогут справиться. Даётся четыре сферы права: право собственности, трудовое право, семейное право, уголовное право. Например:

1-я ситуация. “Семейное право”.

Круглякова Ирина, 10 лет, осталась сиротой, и её взял на воспитание дядя Дегтярёв, у которого был родной сын Андрей, 12 лет. Став взрослыми, дети полюбили друг друга и решили пожениться. Родители возражали против их брака. Заведующая ЗАГСом отказала в приёме заявления, разъяснив, что брак не может быть зарегистрирован, так как заявители находятся в родственных отношениях.

- Правильно ли поступила заведующая ЗАГСом? Почему?

- Какие действия могут предпринять молодые?

2-я ситуация. “Уголовное право”

Петров и Романов, возвращавшиеся вечером с занятий, подверглись нападению со стороны трёх лиц, находившихся в нетрезвом состоянии. В процессе завязавшейся драки одному из нападавших, Кирееву, были нанесены тяжкие телесные повреждения Романовым. Задержанные хулиганы предстали перед судом. Однако, один из подсудимых, Киреев, предъявил к потерпевшему Романову гражданский иск о взыскании вреда (стоимость порванной одежды). Суд осудил в уголовном порядке всех лиц, принимавших участие в избиении Петрова и Романова, а в иске Кирееву отказал.

- Имело ли место в действиях Петрова и Романова превышение пределов необходимой обороны?

- Обосновано ли решение суда?

Выполняя подобные задания, подростки не только применяют свой жизненный опыт, но и учатся работать с правовыми документами, что в будующем, бесспорно может пригодиться в жизни.

Особое внимание отводится правам ребёнка, которые закреплены в Семейном кодексе РФ и в Гражданском кодексе РФ. Стараюсь научить распознавать свои права и воспитываю у учащихся осознанное отношение к правам, данным им государством. В случае необходимости подростки должны знать куда им и их родителям нужно обратиться для осуществления защиты своих прав.

В результате работы по данному направлению учащиеся не только получают необходимые юридические знания, но и практические навыки, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни. У них развивается интерес к предмету и основам российского законодательства, что немаловажно в воспитании подрастающего поколения.

В заключение отмечу, что социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых подросток приобретает способность участвовать в социальной жизни. В своей работе я старалась показать, какими методами и приёмами в рамках преподавания истории и обществознания можно осуществлять этот процесс.