Открытый урок в 10-м классе на тему: "Россия в начале XIX века"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  1. Дать характеристику России к н. 19в. (социально – экономическое, политическое положение) ;
  2. Продолжить формирование навыков работы в группах, умения составлять опорные схемы, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование:

1) Карта: “Россия с н. XIX в. по 1861 г. ”

2) Мультимедиа (Слайды с 1 –9)

3) Троицкий Н. А. “Лекции по русской истории”. Изд.

“Слово”. 2003 г.

4) “История Отечества в схемах”.

5) Задания по группам (6)

6) Учебник Буганов В. И, Зырянов П. Н. “История России к. XVII-XIX вв”. “Просвещение” 2003 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Вступление: XIX век для России – один из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны – Россия в XIX в. – это пожизненная тюрьма для всех, населявших её народов (100 больших и малых народов) , которые изнывали под гнётом самодержавия, а до 1861 г. и крепостного права. Россия – это жандарм Европы, Глава Священного Союза монархов против народов, душитель восстаний и революций.

С другой – Россия XIX в. – это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения от декабристов до социал –демократов. Россия – это спасительница Европы от наполеоновской военщины и освободительница балканских народов от турецкого ига. Россия – создательница гениальных духовных ценностей, многие из которых остаются до сих пор непревзойдёнными: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев, И. Е. Репин и другие.

Этапы урока

№ этапа Деятельность учителя Формы, методы работы учителя Деятельность учащихся Формы, методы работы учащихся
1 Сообщение темы и задач урока. Показ слайда №1 Уч-ся знакомятся с темой урока Наблюдение
2 Распределение учащихся по группам Задания по группам (задания прилагаются) Уч-ся распределяются по группам Обсуждение заданий
3 Рассматривается вопрос: “Территория и население России в н. XIX в. ” Вопрос уч-ся : В результате каких войн, и какие территории получила Россия? Показ слайдов №2,3 Уч-ся работают с картой и учебником стр. 115.

Записывают новое понятие:

Верста - 1,06км.

Показывают на карте присоединённые земли (Крым, Сев. Причерноморье, Речь Посполитую)

Ответы на вопрос: Население России 40 млн. Низкая плотность населения
4 Вопрос: “Религиозный состав населения” Показ слайда №4 Записывают в тетрадь: Многоконфессиональное государство-г – во, кот. исповедует различные религиозные учения. Воспроизведение нового материала
5 Вопрос “Социальная структура”

Что такое сословия?

Какие сословия относятся к привилегированным?

Какие имели привилегии?

Имело ли привилегии казачество?

Показ слайда№5 Читают стр. 116-117, дают характеристику сословиям. Составление схемы (каждая группа свою в тетрадях и на доске)
6 Вопрос “Пути сообщения и торговля”

Какие отрасли развивались?

Какой вид транспорта был наиболее развит?

Рассказать об использовании грунтовых дорог.

Назвать наиболее известные ярмарки.

Помощь уч-ся Работа с картой, чтение стр. 120-124 Воспроизведение нового материала
7 Вопрос: “Города и промышленность” Показ слайдов №6-7 Работа с картой, чтение стр. 122-123 Воспроизведение нового материала
8 Вопрос: “Политический строй России”. Показ слайдов №8-9 Работа с учебником стр. 123 Составление схемы
9 Подведение итогов, оценка деятельности уч-ся Коррекция опорных знаний Рефлексия Подведение итогов
10 Домашнее задание      

Задания по группам:

Группы 1 –3: Прочитать стр. 115-118 и ответить на вопросы:

Что такое сословие?

Характеристика сословий.

Какие сословия считаются привилегированными?

Составить схему: “Сословия в России н. 19в. ”

Группа№4: Вопрос: “Пути сообщения и торговля”.

Прочитать стр. 120-121 и ответить на вопросы:

1) Какие отрасли промышленности развивались?

2) Какой вид транспорта был наиболее развит? Охарактеризовать его.

3) Рассказать об использовании (транспортных) грунтовых дорог.

4) Как проходили ярмарки? Показать на карте наиболее известные.

Группа№5 Вопрос: “Города и промышленность”.

Прочитать стр. 119-122 и ответить на вопросы:

1) Дать характеристику городам. Показать на карте наиболее крупные.

2) Что такое промышленный переворот? Как он происходил в России?

3) Где и как использовался труд крепостных и вольнонаёмных рабочих?

Группа №6: Вопрос: “Политический строй России в н. XIX в”

Прочитать стр. 122-123.

Изобразить схематически политический строй России в н. XIX в.

Рефлексия

Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы.

Вопросы: “5” “4” “3” Ошибки
1. Как я усвоил материал?        
2. Получил прочные знания        
3. Мало, что понял, необходимо поработать        
4. Как я работал? Где допустил ошибки?        
5. Со всеми заданиями справился сам        
6. Не справился с частью заданий        
7. Не все активно участвовали в обсуждении        
8. Работа была неинтересная