Конспект урока математики в 3-м классе по теме: "Часы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. расширить и уточнить знания учащихся о сутках;
  2. формировать умение определять время;
  3. формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени;
  4. учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту;
  5. познакомить учащихся с историей создания часов;
  6. повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
  7. формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с новыми единицами измерения.

Оборудование урока:

  1. модели часов, индивидуальные часы;
  2. выставка книг Э.Котляр «Часы-часики», Я. Шур «Сколько стоит минута», И.Мельников «Про часы и о часах», Е.Шварц «сказка о потерянном времени».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Итак, урок математики.
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Вспомните загадки, которые относятся к теме «Время».
- Сегодня мы сможем расширить наши знания о времени. А девизом нашего урока будет такое высказывание «Больше дела, меньше слов».

2. Актуализация знаний.

- Какой предмет помогает определить дату? (Календарь).
- Какие календари существуют?
- Какой год начался 1-го января? Какой был предыдущий? Какой год последует за 2007 годом? К какому веку они относятся?
- Сколько составит четвертая часть месяца?
- Восстанови последовательность: сутки, секунда, неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие.

Работа по табелю-календарю.

- Мы поедем в театр во второй вторник февраля. Когда это будет?
- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц весны, на 3-ей неделе, в четверг. Какого числа состоится это мероприятие?
- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии, а мы попробуем определить его дату.

3. Постановка темы урока.

- Объясните смысл поговорки, и вы определите тему урока.

- Когда так говорят: «Делу время – потехе час». Отгадайте загадку «Они все время идут, но никуда не уйдут». (Часы).

Определение темы урока.

- Какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? А моя задача?

4. Знакомство с новым материалом.

Я хочу рассказать вам историю…

Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной

честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку «Работают как часы».

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были:

Солнечные часы
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду! <Рисунок 1.>

- Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, отгадав математический кроссворд.

Групповая работа.

- Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?

<Рисунок 2.>

Это водяные часы, греки называли их «клепсидрой». «Теряешь воду!» - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.

Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.

Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы -

Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
в колбочке из стекла,
так и минутка истекла! (Показ песочных часов.)

Но и эти часы были неудобны, почему? Правильно, их все время надо было переворачивать.

Были изобретены и часы, работающие с использованием свечи. <Рисунок 3>

Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.

Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы-гиганты
Времени точные гаранты?
Работа у этих часов славная,
А в королевстве они главные. <Рисунок 4.>

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.

В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.

Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.

5. Работа под руководством учителя.

Математический диктант.

а) 1 множитель 365, второй множитель 1, найдите произведение?
б) если в неделе 7 дней, сколько дней в месяце?
в) сколько лет в 3 веках?
г) сколько месяцев содержится в полутора годах?

Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.

а) полгода - сколько это месяцев?
б) в году 365 (366) дней, сколько это недель?
в) 60 месяцев, сколько это лет?
г) найдите число, равное 1/6 от 3600?

Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:

320:80х3 (4800-1200):60

Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичок. Он приготовил для ребят загадки:

1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12 месяцев.
    Выносили 52 сокола,      52 сокола – это количество недель в году.
    Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей – это количество дней в году.

2.

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.

- О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов.)

Практическая работа.

- Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем.

- Как называется маленькая стрелка?

- А большая?

- Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? ( Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка).

- Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

- Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)

6. Физкультминутка.

Зря мы время не теряли:
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.

Кто не знает, что для нас
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.

С нами преданно дружны
Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!

7. Работа под руководством учителя.

Работа по учебнику.

1) № 2, стр.60

2) № 3, стр.60

Работа с моделью часов.

3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.

7 ч 15 мин – 5 минут восьмого.

7 ч 30 мин – половина восьмого.

7 ч 15 мин – четверть восьмого.

7 ч 45 мин – без 15 минут восемь, без четверти восемь.

Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: «Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями».

8. Самостоятельная работа.

Задание 1. Восстановите временную последовательность:

завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера

Работа в тетрадях.

Задание 2.

1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился?

2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова?

3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути?

Задание 3.

Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают:

1ч 25 мин; 2ч 55 мин; 6 ч 40 мин.

Задаие 4.

1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать?

Задание 5.

№ 10, стр.61.

Самопроверка по эталону.

Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие их королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарился порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.

И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. Кто знает, как называются такие часы?

А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок 5.>

В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические, которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.

Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. Изобрели кварцевые часы, они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.

А самые точные часы – молекулярные. Они считаются эталоном времени.

9. Подведение итогов урока.

- Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Какие появились позже?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются механические часы от электронных часов?
- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда).
- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).
- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?

10. Домашнее задание:

  1. с. 61, № 11, 13.
  2. творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
  3. прочитать книги, представленные на выставке.