Инновационная деятельность классного руководителя. Творческий проект

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету- планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с нами, узнать, почему мы все такие разные, по каким правилам мы живем, что ценим друг в друге. Эти уроки ему преподает сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

Сегодня роль учителя начинает существенно пересматриваться и переосмысливаться. Причина этого - развитие рынка новых пед.технологий, электроники, социальная трансформация общества.

Общий смысл разнообразных вариантов нового подхода состоит в том, чтобы с первых дней пребывания ребёнка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя. Для этого я как учитель, желающий отвечать современным требованиям, разработала свою концепция воспитания, основанную на личностно-ориентированном подходе, развивающем самостоятельность ученика.

Некогда феномен педагогической поддержки, разработанный Олегом Семеновичем Газманом, в современных условиях стал приемлемым средством для развития личности ребёнка.

Свое главное предназначение как педагога я вижу в том, чтобы помогать растущему человеку, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности, для развития его самостоятельности.

Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”

Чтобы осуществить этот принцип развития “самости”, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Именно этот факт стал основополагающим для создания общеклассного проекта “Я и моя семья”.

Тему проекта и его проблему я взяла из окружающей действительности. С первого дня работы в школе я осознаю, что играю ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от меня зависит, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей.

Одной из функций классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Поэтому в работе с родителями я часто применяю метод проективной деятельности.

Учащиеся моего класса (третьеклассники), сами того не осознавая, стали заказчиками социального проекта. Стали заказчиками и проектантами в одном лице.

Проработав 2 года с коллективом этих учащихся и создав модель классного коллектива родителей и учеников, я поняла, что наши отношения вышли на другой уровень отношений, более сложный.

В разговоре с моими учениками я выяснила, что ребятам хочется чего-то большего, “объять необъятное” - так это назвала. Они уже знают друг друга, умеют ценить многие человеческие качества, осознают роль своих родителей и родительской общественности в целом для нашего коллектива.

“А давайте разделимся на группы и вместе с родителями сыграем в игру! Только чтобы не один день, а долго... Хочется праздника, чтобы всем было весело!” - была идея моих воспитанников. Я, конечно, подхватила её и вместе мы решили провести праздник “Я и моя семья”, приурочив его ко Дню семьи 15 мая.

А так как нетерпеливые малыши не хотели ждать долго (до мая), мы решили готовиться к этому дню весь учебный год!

Для себя я определила цель проекта и задачи.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности.

ЗАДАЧИ:

  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;
  • Создание условий для равного проявления учащихся класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и успехам одноклассников;
  • Формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • Формирование у учащихся культуры общения в системах “ученик- учитель”, “ученик- ученик”, “взрослый- ребёнок”;
  • Определение круга реальных возможностей учащихся и зону их ближайшего развития;
  • Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Далее совместно с учащимися и родителями разработали сам проект. Решили, что продуктом проекта станет по окончании учебного года совместный праздник “Я и моя семья”.

Коллективом 3 в класса в сентябре был составлен план действий по реализации проекта:

1) Родители и учащиеся предложили ряд номинаций, которые стали двигателем для успешной деятельности в течение года ученика, его родителей или всей семьи в целом.

Были выдвинуты номинации:

  • Ученик года
  • Семья года
  • Мама года
  • Папа года
  • Спортсмен года
  • Киндер года
  • Открытие года
  • Фото года
  • Модель года

2) Чтобы в конце учебного года учащиеся могли быть номинированным в той или иной номинации, необходимо было запланировать мероприятия, позволяющие каждому члену нашего коллектива быть в тройке лидеров. Решено было в марте провести проектную неделю для защиты проектов по темам:

  • Я - Нижнекамец!
  • Я выбираю здоровый образ жизни!
  • С днем рождения, Казань!
  • Машины-роботы XXIв.

3) Для сбора информации на эти проекты было выделено 4 месяца - октябрь, ноябрь, декабрь, январь, а на реализацию проектов 1 неделя.

4) Пользуясь тем, что я умею создавать художественные фотографии, решено было вместе с родителями провести в феврале фотосессию и оформить альбом под названием “Красота - страшная сила!”

5) Помимо предложенных проектов решили провести групповые формы творческих исследований и собрать материал для очередного выпуска классного печатного издания “ПУЗЯВОЧКИ” , а также для оформления книжек- раскладушек “Муса Джалиль - герой нашей Родины”, “Габдулла Тукай”.

6) В апреле месяце решено было провести черту под всеми творческими делами класса и выбрать кандидатов для каждой номинации.

Стоит отметить, что родителями была предложена идея расширить состав участвующих в Российском заочном конкурсе “Интеллектуально-творческий потенциал России” и приобщить результаты этого конкурса к итогам.

И здесь я ясно увидела, что наш социальный проект имеет очень сложную структуру (содержит в себе ряд мини-проектов и исследовательские работы учащихся).

При оформлении портфолио проекта мною было установлено, что этот проект межпредметный, по доминирующей направленности деятельности учащихся - творческий, по долгосрочности - годичный.

На родительском собрании и собрании класса были установлены критерии оценки проектных работ:

  • Самостоятельная работа над проектом;
  • Актуальность и значимость темы;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Оригинальность решения проблемы;
  • Артистизм и выразительность выступления;
  • Раскрытие содержания проекта;
  • Использование средств наглядности, технических средств;
  • Ответы на вопросы;

Полноценная реализация каждого из этапов требует много времени, поэтому подготовка каждого этапа творческого проекта велась не только во внеурочное время. Мне пришлось существенно подкорректировать свой учебно-методический план, чтобы и на уроках можно было работать над теми или иными темами мини-проектов.

В ходе проектной деятельности были выявлены преимущества персональных и групповых проектов.

При работе над персональным проектом можно выстроить и отследить план работы с максимальной четкостью. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах работы над проектом - от рождения замысла до итоговой рефлексии, формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).

При работе над проектом в группе у участников формируется навык сотрудничества. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, а в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблем. Соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

На проектной неделе были представлены 9 проектов.

Название проекта Кол-во участников Форма защиты проекта Победитель
1 Машина XXI века 6 Персонально

Группа

1
2 Я - Нижнекамец 5 Персонально

Группа

1
3 Я выбираю здоровый образ жизни 3 Персонально 1
4 С днем рождения, Казань! 3 Персонально

Группа

1

Хочется отметить, что при работе в микрогруппе каждый из участников находился в одной из ролей: лидер- генератор идей, лидер- организатор, эмоциональный лидер, критик и т.д.

Как видим на примере, здесь осуществляется принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания, ребёнок “откладывал про запас” опыт “быть личностью”.

Во время работы фотосессии ребятам пришлось войти в роль фотозвезды. Это ещё одна значимая часть нашего проекта. Позировать перед фотокамерой может не каждый взрослый. Научить представлять себя прекрасным и видеть это на фото - моя идея, которая нашла поддержку среди родителей. Ими были куплено необходимое оборудование для фотосессии: фон, фотовспышка и вентилятор для создания потока воздуха. Итогом фотосессии (или точнее сказать продуктом) стало оформление фотоальбома, который ребята оформили в своем стиле.

Перед заключительным этапом проекта по итогам всех творческих дел были определены кандидаты в каждой номинации с учетом того, что ни один член детского коллектива не остался в стороне.

Родители формировали номинации:

  • Семья года
  • Мама года
  • Папа года
  • Фото года

Ученики:

  • Ученик года
  • Киндер года
  • Спортсмен года
  • Открытие года
  • Модель года

Творческой группой из числа родителей были разработаны и отпечатаны бланки для голосования. Голосование проходило в строгой тайне. Одним из условий было то, чтобы ребята, голосовавшие по различным номинациям, не говорили друг другу, за кого они отдали свой голос. Это до конца проекта для всех оставалось тайной!

Чтобы облегчить процесс слежения за ходом голосования, мной была разработана таблица голосований. Итоги по голосованию подводила творческая группа из числа родителей, они закупали призы для победителей и участников.

Украшением зала, где проходи праздник, занимались сами ребята. Была оформлена портретная галерея (свои портреты ребята рисовали заранее), вывешены проекты-победители, фотографии участников. Родители с удовольствием рассматривали выставку, обсуждали увиденное с детьми.

Ведущими праздника были дети, выбранные учащимися.

Заранее были заготовлены конверты с именами победителей. Все учащиеся получили свои роли на этом празднике: кто-то объявлял победителей, кто-то вскрывал конверт, а кто-то выручал подарки. Стоит отметить, что все присутствующие на празднике поднимались на сцену! Никто не остался в стороне. А победители даже произносили свою речь. Финалом праздника и всей работы над проектом стала дискотека вместе с родителями.

Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда “становятся лучшими друзьями”. В процессе работы над проектом у учащихся формировались такие учебные умения и навыки:

  • Рефлексивные умения (ответить на вопросы, осмыслить задачу);
  • Поисковые (исследовательские) умения;
  • Навыки оценочной самостоятельности;
  • Умения и навыки работать в сотрудничестве;
  • Коммуникативные умения и навыки (умение вести дискуссию, навыки интервьюирования, вступать в диалог);
  • Менеджерские навыки (планировать деятельность, проектировать, делать самоанализ);
  • Презентационные (артистизм, уверенно держать себя, отвечать на незапланированные вопросы);

Для себя я получила богатейший опыт в плане повышения собственной культуры, творческих способностей, развития фантазии. Я “прожила” массу ролей в ходе этого проекта:

  • Энтузиаст
  • Руководитель
  • Консультант
  • Специалист в различных областях
  • Координатор
  • Человек, который задает вопросы и осуществляет обратную связь
  • Эксперт

Глядя на составленный в ходе всей проектной работы портфолио, можно судить, что проект удался. Об этом говорит не только презентация проекта, но и характеристика хода самого проекта, его процесса. Поставленные цели и задачи проекта достигнуты.

Таким образом, традиционная классно-урочная система создает “содержание образования”, тогда как проектная деятельность, при правильной её организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.

Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь “сегодняшнего дня” - лучшая подготовка к жизни “завтрашнего дня”.