Проектное обучение в рамках инновационных технологий в образовании. Тема урока: "Внешняя политика Александра II". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре II;

  • Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны;

  • Развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, контурными картами, дополнительным материалом;

  • Закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой;

  • Развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями;

  • Обучить навыкам подготовки и защиты проектов.

Тип урока: изучение нового материала с помощью защиты проектов.

Оборудование: карта “Территория Российской империи в конце XIX – начале XX вв.”, контурные карты, картины, стихотворения, цитаты, документы, дополнительный материал.

План урока:

  1. Европейское направление (рассказ учителя с использованием мультимедийного проектора с помощью слайдов);
  2. Дальневосточное, среднеазиатское, ближневосточное направления (разработка проектов);
  3. Защита проектов учащимися;
  4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход урока:

Класс делится на группы (количество групп зависит от количества направлений, которые будут рассматриваться) для работы над проектами. Т.к. о европейском направлении учитель будет рассказывать сам, то групп будет три. В соответствии, над каким направлением работает группа, на столах лежат вспомогательные материалы. К вспомогательным материалам относятся:

  • учебник, тетрадь;
  • контурная карта, атлас;
  • печатные документы, договоры;
  • иллюстрации, картины, стихи, цитаты, выражающие характер конкретно направления.

Многие материалы, используемые на этом уроке, выполнены самими учащимися при подготовке к уроку.

Учитель: (сопровождается показом слайдов, Приложение 1) Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим внешнюю политику Александра II. В рамках этого вопроса раскрываются четыре основных направления: европейское, дальневосточное, ближневосточное, среднеазиатское.

Говоря о европейском направлении, следует отметить блистательную политику российской дипломатии во главе с А.М.Горчаковым. Россия ставила перед собой задачи об отмене статей Парижского договора, запрещавших иметь России на Чёрном море военный флот, арсеналы и крепости, о защите южных границ государства и о восстановлении влияния на Балканах и Ближнем Востоке.

Для того, чтобы проследить действия Российской империи, надо вспомнить, какова же была расстановка сил в Европе.

Закончилась франко-прусская война. Победа Пруссии в борьбе против Австрии, Дании, а затем и разгрома Франции привела к тому, что ни одна из этих стран не решалась единолично участвовать в войне против России. Турция, не имея европейской поддержки, тоже не смела выступать против России. А вот Пруссия как раз стояла на стороне России и поддерживала её во всём.

В сложившейся ситуации Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса об отмене нейтрализации Чёрного моря. В результате в марте 1871 года состоялась Лондонская конференция, на которой был подписан протокол о нейтрализации Черного моря. Тем самым, одна из поставленных задач, была успешно достигнута.

Следующим шагом в рамках европейского направления стало создание “Союза трёх императоров”. Это произошло в 1873 году. Договор был подписан тремя государствами: Россией в лице Александра II, Германией в лице Вильгельма I и Австрией в лице Франца – Иосифа. Основная задача “Союза…” состояла в устранении разногласий между собой путём переговоров, а при угрозе нападения какой-либо другой державой договориться о совместных действиях.

Работа над проектами.

А сейчас вы будете работать самостоятельно в группах над составлением проектов своего направления. Результатом вашей деятельности станет заполнение плаката. Перед вами на столах находятся документы, картины, стихи, цитаты. С помощью их вам надо оформить плакат, соответствующий вашему направлению. Плакаты расположены перед вами на доске.

В проекте вам необходимо выделить:

  1. причины, почему Россия считала необходимым своё вмешательство по данному направлению;
  2. события, которые произошли в рамках вашего направления;
  3. результаты, к чему привели эти действия.

При работе над проектом вам надо подобрать из предложенных вспомогательных материалов картину, стихотворение, цитату с тематикой вашего направления. (Приложение 2)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (образец результата)

БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (образец результата)

СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (образец результата)

Результат: защита трёх проектов. При защите проекта учащиеся каждой группы:

  • отображают причины, события, результаты
  • показывают на карте территорию своего направления
  • характеризуют подобранные девиз, стихотворение, картину

подведение итогов:

закрепление изученного материала:

заполнить карточку – В результате урока “Внешняя политика Александра II” мне открылись:

три самых важных имени:

три самых важных события:

три самых важных действия:

три самых важных чувства:

    • обсуждение проектов и выставления оценок в группах учащимися