Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Родовые окончания имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже.
  2. Отрабатывать приём распознавания падежей.
  3. Продолжить работу с несклоняемыми существительными.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

(подготовка и настрой на новый материал, а именно, заинтересованность - мотивация)

- Ребята, сегодня мне потребуется ваша помощь. Вчера при подготовке к урокам, я прочитала очень интересное предложение: ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ. И засомневалась, в каком же падеже стоят существительные ДОЧЬ, МАТЬ? (Учитель выслушивает ответы детей. Они могут быть абсолютно противоположны, но вывода пока не делает. )

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 144, стр. 55.

- Назовите падеж выделенных существительных. (Повстречал жука (В. п.), уступил дорогу (В. п. ), пойду в городе (П. п.), найду по рисункам (Д. п.))

III. Чистописание

(развитие мелкой моторики)

а) Массаж рук.

Три мудреца в одном тазу (Хлопки в ладоши. )
Пустились по морю в грозу. (Постучать в кулачки. )
Будь попрочнее этот таз, (Ладошка “умывает” ладошку. )
Длиннее был бы мой рассказ. (Вращение кистей рук. )

б) Работа в тетради. (подготовительный этап: прописать в воздухе, на ладошке своего соседа по парте, затем в тетради) - тактильность

в) Работа со скороговоркой.

Три положения руки на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе. Сначала упражнение можно выполнить ладонью правой руки, затем ладонью левой руки, и обеими ладонями одновременно.

IV. Работа по теме урока

(коррекция межполушарного переноса, развитие умения переносить рисунок в образ)

а) На доске записаны несколько предложений.

СНЕГ ЛЕЖИТ ЧИСТЫЙ И ПУШИСТЫЙ.

ВЕТКА СИЛЬНО РАСКАЧИВАЛАСЬ.

МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА КРЕПКО СПАЛА.

ТУМАН КЛУБИЛСЯ, ТАЯЛ.

- Найдите в каждом предложении главные члены, подчеркните их. В каком падеже существительные? (В именительном.)

б) Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 57.

- Кто сможет изобразить это графически? (схемой)

Упражнение 117, стр. 56.

в) Работа с предложением.

ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.

- Когда существительное ДОЧЬ будет в именительном падеже? (Когда оно будет подлежащим. )

- От чего это зависит? (От порядка слов в предложении. )

- Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и, значит, стоит в именительном падеже. (ДОЧЬ ЛЮБИТ МАТЬ. )

- Составьте предложение, в котором существительное МАТЬ стоит в именительном падеже. (МАТЬ ЛЮБИТ ДОЧЬ. )

г) Упражнение “Определи падеж существительного”.

На доске записаны словосочетания:

Сверкали на траве, провалился в лужу, проснулся от страха, обнаружил под газетой, проплывают над головой, любит кукурузу, заглянул под куст, гулял по библиотеке, упала с дерева, грелся на солнышке, разговаривал с бабушкой.

д) Упражнение “Запишите несклоняемые существительные”. Учитель диктует слова. Учащиеся должны записать только несклоняемые существительные.

(развитие фонематического слуха)

ФОНАРИ, КОНИ, ПОНИ, КИНО, БРЕВНО, ПЕРО, ПАЛЬТО, КОФЕ, КАФЕ, КУДРИ, ЖЮРИ, АТЕЛЬЕ, КУШАНЬЕ, МЕТРО, МУЗЕЙ, СТАДИОН, РАДИО. (Пони, кино, пальто, кофе, кафе, жюри, ателье, метро, радио. )

V. Физкультминутка

(снятие усталости и напряженности)

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай “раз” и делай “два”

VI. Словарно-орфографическая работа

(коррекция психофизиологический нарушений: М/П, памяти - (развитие ассоциации)

а) Упражнение “Сложные слова”.

- Прочитайте сложные слова. Что общего в этих словах? Что они обозначают?

(Словесно – знаковый образ)

- Запомнить и записать эти слова по памяти

- У слова САМОЛЕТ было много значений. В армии Петра I “самолетом” называли паром, на котором пересекали речку. Текстильщики называли “самолётом” ручной ткацкий станок. А в сказках называли то, что могло само летать (ковер-самолет). Однако первое время воздушную машину называли
словом “аэроплан”, а позднее - САМОЛЕТ.

б) Работа по учебнику. Упражнение 118, стр. 56.

- Подготовьтесь писать под диктовку.

VII. Домашнее задание

Упражнение 119, стр. 57.

VIII. Итог урока

(аналитико-синтетическая коррекция; восприятие изученного нового материала)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

- Употребляются ли имена существительные в именительном падеже с предлогами?

- Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные в именительном падеже?