Урок изобразительного искусства с элементами театрализации. Декоративное рисование. Украшение узором матрёшки

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Урок изо с элементами театрализации

Цель: нарисовать и украсить узором матрешку.

Задачи: расширить знания о деревянной игрушке – матрешке, активизировать творческое воображение и фантазию, развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

План урока.

1. Организационная часть.

2. Вводная часть о различных матрёшках России.

3. Объяснение учебной задачи.

4. Самостоятельная работа.

5. Выставка лучших работ. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Краски, альбомы, карандаши?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

Звучит песня “ Коробейники”

(Девочка в русском костюме вносит короб)

Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров.

Итак, откроем короб? (за дверью шум).

Ой, ребята, тише, тише.
Что-то странное я слышу.
Кто-то к нам сюда бежит,
Кто-то к нам сюда спешит. (Влетает на метле Баба-Яга)

Баба – Яга:

Берегись, разойдись!
Везделет, остановись!
Я тут мимо пролетала,
Вас случайно увидала.

Ученик: Никак к нам пожаловала Бабка – Яга – костяная нога.

Учитель: Нельзя так, Рома, гостей встречать.

Баба – Яга:

Вот ты шустрый, вот нахал!
Где ты бабку увидал?
Я моложе всех вас вместе
Мне к обеду будет 200.

Всех позвали, пригласили, а про меня, красавицу, забыли? Давно мы с вами не виделись, целый год. Как вы повзрослели и, наверное, поумнели. А это что у вас за короб? Я очень любопытная, но знаю, что без разрешения ничего нельзя брать. Этому я у вас в школе научилась. Так откроем короб? Ой-ой вы чего так кричите? Я что глухая, что ли? Та-а-ак, значит, откроем. (Заглядывает). Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)

Правильно, там лежат матрешки.

Какая красивая матрешка. А тут еще одна. (Одну отдает учителю)

Учитель: Садись, Баба-Яга, гостей у нас сегодня много, и ты будешь желанной гостьей.

Дуйте в дудки, бейте в ложки
Гости к нам пришли и матрешки.
Гости желанные, матрешечки румяные.
А раз пришли гости –
Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
А поговорим мы вот о чем:
Подарили мне матрешку,
Допустила я оплошку:
Разломила пополам – интересно, что же там?
Там еще одна матрешка, улыбается, дурешка,
Хоть и жаль ее ломать
Буду дальше разбирать.

- Что называют матрешкой?

- Из чего ее изготовляют? (Ответы детей)

Матрешкой называют точеную разъемную игрушку. Изготовляют ее из выдержанной березовой или липовой древесины.

- А вы знаете, как появилась матрешка?

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. А тут попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка – японец (показываю). В Японии деревянную игрушку называли фукуруму. Приложение №1

Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот и родилась она, 1 матрешка – россияночка (показываю). Это была девушка- крестьянка, в руках она держала петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. В основе этого имени латинское слово “матер” - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства. Приложение №2

- По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских, полховско – майданских.

1 ученик: Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В узоре встречаются крупные и мелкие цветы, ягоды вишни и малины. Загорские матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое.

2 ученик: В Семенове, Нижегородской области, на родине хохломской росписи, матрешку расписывают иначе. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами. В правой руке - большой букет цветов. Лицом они взрослее, гладкие волосы разобраны на прямой ряд.

3 ученик: В селе Полховский-Майдан, Нижегородской области, матрешка украшается яркими цветами. Главный элемент – цветок шиповника – символ любви, материнства. Волосы уложены в замысловатые колечки. Это самые яркие матрешки, с капризными, чуть строгими лицами.

Учитель: Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.

Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. Благодаря популярности матрешки, ее изготовляют не только в Семенове, Полховском Майдане, но и в Твери, Калинине, в Вятке и у нас в республике. А 30 лет назад ее изготовляли у нас в деревне.

А сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку” (тест). Приложение №3

(Показываю матрешку с грустным выражением лица)

Учитель: Посмотрите, какая грустная матрешка. Давайте ее развеселим, споем частушки.

Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем.
Очень любим мы частушки,
Мы от них не устаем.

Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку,
Сосчитайте до пяти,
Нас попробуйте найти.

Любовалися мы чудом,
Громко восхищалися.
У матрешки красотой
Сраженные осталися

Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет

Велика Россия наша
И затейлив в ней народ.
Создал русскую матрешку
На весь мир молва идет.

Мы частушек много знаем,
Исполнять их обещаем.
Только время подошло,
Может, свидимся еще.

(Матрешка не улыбнулась).

Учитель: Оказывается, ее надо украсить, чтобы она была яркая, нарядная, красивая. Тогда матрешка у вас на рисунках повеселеет.

Тема урока: рисование матрешки и украшение ее узором.

Научить хочу я вас, как матрешку рисовать. Ты умеешь это делать, Коля? Да так, что любо-дорого смотреть и глаз невозможно отвести? Если да, расскажи, если нет, то слушай и смотри.

Последовательность выполнения работы:

1. Обведи по контуру матрешку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисуй платок.

4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

7. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Учитель: А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

(Самостоятельная работа учащихся)

Баба-Яга: Ох, и много я узнала о матрешке русской, но пора и меру знать, нужно в лес скорей бежать, моих деток обучать. Впредь меня не забывайте, чаще в гости приглашайте!

Учитель: Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Это любимая игрушка детей.

Выставка лучших работ.

Учитель: Какую матрешку ты задумал?

- Кому ее можно подарить? (другу, подруге, гостям)

Ученик:

Ох вы, гости дорогие,
У нас матрешки расписные,
Мы украшали их, старались,
Подарить вам собирались, (дети дарят гостям подарки и поют песню)

Песня “Русские матрешки”.

В лавке на прилавке матрешечки стоят
Удивляет, завлекает затейливый наряд:
Сарафаны расписные, щечки зорькою горят
Матрешечки как живые шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина,
Наташа, Таня, Нина.
Впереди стоят большие,
Сзади – крошечки – русские матрешечки!

(Матрешка улыбается)

Итог урока.

Что вам сегодня больше всего запомнилось?

Спасибо всем.