Разработка урока по математике

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Задача: сконструировать способ сложения и вычитания десятичных дробей.

Цели:

Образовательные:

  • формировать умение применять способ поразрядности к сложению и вычитанию десятичных дробей;
  • сформулировать способ в словесной форме;
  • зафиксировать способ в модели;
  • использовать обобщённый способ при решении частных задач.

Развивающая: развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, умение прийти на помощь.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы организации образовательного процесса: самостоятельный, фронтальный, квазиисследовательский.

Оборудование: на партах учащихся конверты с мерками, листы с текстами Т.Д.Р. (на вход), тетради.

I. “Ситуация успеха”.

Детям на данном этапе необходимо получит эмоциональное удовлетворение от своих знаний. Это позволяет настроить детей на продуктивную работу, сотрудничество, активизирует состояние спокойствия и уверенности в собственных силах.

Учитель: С какими числами мы работали с вами на последних уроках математики?

Дети: С десятичными дробями.

Дети: С позиционными дробями.

Учитель: Каким действиям с дробями научились?

Дети: Мы умеем читать и записывать дроби.

Дети: Строить величину по дроби и мерке.

Дети: Сравнивать дроби.

Дети: Придумывать дроби по “заготовке”.

Дети: Находить дроби на числовой прямой.

На доске “заготовка”: . . , . . .

Учитель: Используя цифры 1, 2, 3 в целой и дробной части, не повторяя их, придумайте и запишите дроби.

Дети работают в тетради.

Учитель: Прочитайте получившиеся дроби друг другу.

Идёт работа в парах.

Учитель: Сравните эти дроби, запишите результат сравнения в тетради.

Индивидуальная работа.

Учитель: Прочитайте ваши неравенства (равенства).

Выслушиваются и оцениваются ответы нескольких пар. Коллективная оценка проводится с помощью сигнальных карточек “+”, “-“

Учитель: Как вы узнали, какая дробь больше или меньше?

Дети: Сравнивали поразрядно, начиная со старшего разряда.

Учитель: Назовите наибольшую дробь, которую можно составить из этих цифр.

Дети: 32, 321

На доске открывается запись дроби 32, 321

Учитель: Сравните с дробью, записанной на доске. Поднимите руку, у кого получилась такая же дробь.

Дети поднимают руки. Учитель имеет возможность визуальной диагностики.

Учитель: Назовите наименьшую дробь.

Дети: 12, 123

Учитель: А теперь возьмите конверты с мерками и постройте величину: 1вариант - по наибольшей дроби, 2 вариант – по наименьшей дроби.

Дети выкладывают величину. По необходимости можно проговорить порядок построения величины.

Учитель: Проверьте, такие ли величины у вас получились.

На доске листы с величинами. И учитель снова имеет возможность проверить уровень усвоения данного навыка.

II. Постановка учебной задачи.

Данная учебная задача носит частный характер по отношению к способу сложения и вычитания многозначных чисел. В связи с этим постановка учебной задачи, решение её, моделирование и формулировка открытого способа будут являться этапами конкретизации способа действий с многозначными числами.

Детям предлагается практическое действие, связанное с погружением в эпоху Античности в гимназии.

Учитель: Представьте себе, что вы жители Древнего Рима - землевладельцы. У вас есть надел земли равный той величине, которую вы построили по дроби.

Справка. В Древнем Риме была определена единица измерения площадей – югер. Югер – площадь, которую можно было вспахать на паре волов за один день работы.

Чтобы легче обрабатывать землю и получить больший урожай, вам нужно объединиться в пары.

Какой величины тогда будет ваш участок?

Дети присоединяют свои величины.

Учитель: Как вы будете действовать?

Дети: Будем присоединять одинаковые мерки.

Работа в паре.

Учитель: Назовите число, рассказывающее о вашей новой величине.

Дети: 44, 444

Учитель: Какое действие с дробями вы сейчас произвели?

Дети: Сложение.

III. Моделирование.

Учитель: Зафиксируйте способ, которым вы действовали сейчас в виде модели. Как вам удобнее работать?

Дети предлагают объединиться в группы и работают на листе. Результаты вывешиваются на доску.

Обсуждение результатов. Все группы приготовили одинаковые модели.

Учитель: Какой способ сложения вы использовали?

Дети: Способ поразрядного сложения.

Учитель: А для вычитания десятичных дробей сможем составить модель?

Особой трудности дети не испытывают, т.к. хорошо усвоен способ поразрядности сложения и вычитания целых чисел.

Может быть предложено 2 варианта:

Или в предыдущей модели рядом со знаком “+” поставить “-“

IV. Формулировка открытого способа в словесной форме.

Учитель: Составьте правило сложения и вычитания дробей.

Дети: Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, нужно

1. Записать в столбик.

2. Указать переполнение.

3. Определить количество цифр в результате.

4. Определить цифру в каждом разряде.

V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их всех лучи согрели.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

VI. Решение частных задач открытым способом.

Учитель: Предлагаю вам использовать открытый способ и решить примеры.

На доске примеры:

37,25 + 16,83=

* 105,27 + 81,33

Учитель: Как будем действовать при сложении дробей?

Дети: По алгоритму.

Таким способом мы пользовались при сложении целых чисел.

“По цепочке” дети выполняют эти операции у доски и в тетради.

Пример со звёздочкой для тех, кто работает быстро.

Учитель: Решаем 2-й пример.

37,567 – 12,486

* 405,394 – 156,231

Обсуждение алгоритма, самостоятельное решение, затем проверка по приготовленному решению на обратной стороне доски.

Учитель: У вас всё замечательно получилось. А теперь проверим себя. Предлагаю тестово-диагностическую работу.

Детям на листах предлагается тестово-диагностическая работа на вход.

VII. Проведение Т. Д. Р.

1. Запиши в столбик.

36,57 + 47,34

86,378 – 28,284

2.Укажи “переполнение”, “разбиение” разрядов.

3.Определи количество цифр в результате.

4.Определи цифру в каждом разряде.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Какому действию с дробями научились?

Дети: Мы научились складывать и вычитать десятичные дроби.

Учитель: Как научить других складывать десятичные дроби?

Дети рассказывают алгоритм сложения и вычитания дробей.

Учитель: Мне было приятно с вами работать.

IX Домашнее задание.

№ 89, 91