Урок по математике во 2-м классе по теме: "Сложение и вычитание величин. Решение задач" (урок-путешествие)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать умение учащихся решать задачи; учить записывать и выполнять действия с именованными числами; проверить сформированность умения складывать и вычитать числа в пределах 100; выполнять действия с “круглыми” сотнями.
  • Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность
  • Расширять кругозор учащихся. Способствовать развитию учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, патриотизм, развивать интерес к предмету.

Оборудование: учебник “Математика” 2 класс Н. Б. Истомина, ТПО №2, задачник “Учимся решать задачи”. Иллюстрации: планеты, ракета, портрет Ю. А. Гагарина, планета Туманности, город Астроград; звезды из фольги, рисунки учеников; карточки в виде парашюта, карточки с числами, карточки с выражениями

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправляемся в путешествие.

( Класс украшен звёздами, планетами, рисунками.) <Рисунок 1,рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5>

- Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство? Какое у вас настроение?

( Ученики показывают карточки-звездочки.)

- У вас в руках звездочки. Пусть каждый из вас представит себя звездочкой. В космосе много звезд. Все они неповторимы. Каждая из звезд сияет своим блеском и по-своему красива. Будьте и вы как звезды: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих.

Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни ни делал,
Пусть все это будет во имя добра!

- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим.

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд

(Ученики рассматривают ракету) <Рисунок 6>

- Что нужно для путешествия в космос? (Сила, выдержка, дружба, взаимопомощь, умение работать вместе, смелость. Хорошие знания по разным предметам, а особенно знание математики, физики.)

II. Формулировка темы и цели урока.

1. - Расставьте числа 62, 18, 92, 60, 35, 88, 47, 21, 76, 53 в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока (18, 21, 35, 47, 53, 60, 62, 76, 88, 92).

( Переворачиваю карточки с числами.)

- Прочитайте и назовите тему урока. (Сложение, вычитание величин. Решение задач.)

2. – Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, надо быть готовым прийти на помощь другу. Угадайте девиз нашего урока. Для этого соотнесите выражения с их значениями

62-20 19+7 93-6 18+22 80-15 42+50
все один всех одного за за
26 65 87 42 92 40
           

(Один за всех и все за одного)

III. Сообщение исторических сведений.

- Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Юрий Гагарин) Когда это было? (1961 г.) <Рисунок 7>

IV. Активизация знаний учащихся.

- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. В чем он состоит? (ученики рассказывают о тренировках будущих космонавтов)

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

1) Работа в парах.

– Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. (соревнование “Кто быстрее и точнее?” на карточках в виде парашюта преобразует единицы длины.) Побеждает пара, которая быстро и правильно преобразует единицы длины.

- Какие единицы длины вы знаете? (сантиметр, дециметр, метр)

 2) Круговые примеры.

- Вам сейчас придется справиться с трудным заданием. Что такое круговые примеры?

- Следующее испытание – центрифуга. (Центрифуга – это устройство, создающее перегрузки под действием центробежной силы, используется для испытаний приборов и тренировки космонавтов, летчиков) Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.

3 дм+5 см = 1 м 3 дм 5 см – 35 см = 35 см + 10 дм =

100 см + 40 см = 14 дм – 11 дм = 30 см

(3 дм +5 см = 35 см + 10 дм = 1м 3 дм 5 см - 35 см = 100 см + 40 см = 14 дм - 11 дм = 30 см)

V. Решение задачи.

- Вы хорошо тренировались и готовы к полету в космос.

Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.

- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё не известно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.

- В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета Туманности. <Рисунок 8>

img13.jpg (22253 bytes)

Почему она так названа? Её жители не могут справиться с задачей. (в задачнике с. 51 № 72)

- Посмотрите на текст задачи. Что вы заметили? (в задаче пропущены числа и слова). Так вот, оказывается, почему планета покрылась туманом.

- Рассмотрите схему задачи. Что в задаче известно? (длина синей ленты 6 см).

- Что в задаче неизвестно?

- Что мы можем сказать про красную ленту? (на 2 см короче синей)

- Что говорится о зеленой ленте? (на 5 см длиннее красной)

- Что необходимо узнать в задаче?

- Запишите решение задачи.

VI. Физкультминутка.

- Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете, они находят время на спортивные упражнения. Проведут спортивную паузу…

VII. Закрепление изученного.

- По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили город Астроград. Это город будущего. <Рисунок 9>

img14.jpg (35486 bytes)

Ученики в этом городе выполняют все вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Давайте научим детей этой планеты решать задачи без компьютеров.

(Ученики выполняют самостоятельную работу по вариантам: 1 вариант - №332,

2 вариант - №333. По одному ребенку от каждого варианта работают за доской.)

VIII. Работа над пройденным материалом.

1) - На борт нашего корабля поступили какие-то зашифрованные сигналы. Телеграмму принимает радист.

  • Запишите число, в котором 1 сот. 6 дес. 7 ед. (167)
  • Запишите число, в котором 4 сот. 9 ед. (409)
  • Запишите число, в котором 23 дес. 5 ед. (235)
  • Запишите число, которое при счете идет после числа 527 (528)
  • Запишите число, которое при счете идет перед числом 350 (349)
330 167 900 409 235 260 528 349 418 798
ма по ны мо ги ру те ! Ло зо

- Кто расшифровал слово? (помогите!)

2) – Ребята, необходимо помочь этой планете. Её захватил пират. Он стал пиратом потому, что не умеет считать. Помогите ему вставить пропущенные числа и записать числовые равенства. ( ТПО № 2, с. 20 №50)

- Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю.

IX. Домашнее задание.

С. 111 № 336.

X. Итог урока.

Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему учились?

- Сегодня вы хорошо работали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:

Я узнал…

Я удивился…

Я задумался…

Я вспомнил…

- Если вам сегодня на уроке было интересно, легко, увлекательно-то нарисуйте своей звездочке улыбающееся, радостное личико. Если вам урок не понравился, вам было трудно справляться с заданиями-то изобразите грусть на звездочке. Давайте создадим из ваших звездочек свое созвездие. Название ему вы придумаете дома. (Дети прикрепляют свои звездочки на магнитную доску)

- Урок окончен. Спасибо.