Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Стихотворение А.А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка…"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: знакомство и анализ стихотворения А.А. Фета “Мама! Глянь-ка из окошка”.

Задачи урока:

  • познакомить с творчеством А. Фета;
  • подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;
  • расширять и пополнять словарный запас детей;
  • познакомить с новым жанром стихотворения просьбы;
  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • развивать эмоции и чувства детей.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • аудиозапись Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”;
  • компьютер и проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Приложение 1-1)

2. Сообщение темы и цели урока.

(Приложение 1-2)

(Звучит аудиозапись Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”). Приложение1-3

- Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?

- Что услышали?

- Какую картину увидели?

- К какому времени года подходит эта музыка? (ответы детей)

Некоторые из вас были близки к точке зрения автора. Попробуйте отгадать загадку, и вы точно убедитесь в правильном ответе.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокожа.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Приложение1-4)

- Молодцы! Речь на самом деле идет о зиме. Вы, конечно, догадались, что мы не случайно слушаем эту музыку.

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом.

- Мы познакомимся с поэтом XIX века, имя которого золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы этого века. (Приложение1-5)

- Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Орловской губернии, в имении своего отца помещика А.Н. Шеншина. Власти не разрешили поэту носить фамилию отца, потому что мать с отцом были обвенчаны после его рождения.

- Стихи поэт начал писать очень рано. В 1840 году был выпущен первый сборник стихов.

- Фет писал стихи о природе. Ему удалось передавать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом. (Приложение1-6)

- И мы понаблюдаем, как, и с помощью, каких средств, поэты создают картины природы.

3. Подготовка к восприятию текста.

- На наших уроках мы уже говорили об осени, когда уже дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что бывает потом? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим картину. Что вы видите? (Приложение1-7)

- Что происходит с землей? Домами? Деревьями?

- Что можно сказать о природе в это время года?

- Как вы догадались, что снег выпал недавно?

Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. (Приложение 1-8)

4. Первичное чтение произведения.

- Сядьте удобно. Попытайтесь представить все то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды, пока я буду читать это стихотворение. (Учебники у детей закрыты, учитель читает стихотворение.)

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- Что запомнилось больше всего?

- Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (ответы детей)

6. Физкультминутка.

Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее! (Приложение 1-9)

7. Чтение и анализ стихотворения.

1. Словарная работа.

- Прежде, чем перечитать стихотворение, уточним значение некоторых слов.

- Что, по вашему мнению, обозначает слово “тороватый”?

- Как вы понимаете слово “ салазки”? (Приложение1-10)

2. Речевая разминка

Прочитайте скороговорку, четко произнося слова:

Три скороговорки
Прокатились с горки.

Затем чтение с нарастанием темпа. (Приложение1-11).

3. Чтение стихотворения.

- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.

- Вы сказали, что чувства поэта совпадают с нашими, но Фет-мальчик был очень внимательным ребенком, поучимся и мы с вами быть такими же.

- Прочитаем первые шесть строк (читает хорошо читающий ученик).

- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?

- Как преобразилась земля? Похоже это на картину, которую мы рассматривали?

- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?

- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?

- О чем он просит маму в этих строках? (“Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна.)

- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?

-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?

- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)

- Как он произносит последние три строчки?

- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения? Смотрите внимательно. (Ответы детей.)

8. Подготовка к выразительному чтению.

Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать друг другу (работа в парах.)

9. Выразительное чтение стихотворения.

Прослушивание 1 – 3 учеников.

10. Итог урока.

Сегодня все работали хорошо, молодцы. Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения. Правильно и выразительно читать стихотворения.

(Приложение 1-12)

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать свою иллюстрацию к нему.