Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Словообразование. Разбор слова по составу"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;

  • составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать с источниками информации;

  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Название
этапа урока

Содержание этапа

Формирование ОУУН

1.Организационный момент.

 

 

Мозговая гимнастика.

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

4. Сообщение темы урока.

 

 

 

5. Включение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографическая гимнастика.

 

6. Работа над алгоритмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Практическое применение.

 

 

 

 

 

 

 

8. Творческое применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

10.Информация

о домашнем задании.

 

-На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба.

Давайте попробуем его расшифровать.

“!ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД !меувтсещус ым огеч идар, от отЭ”

(“Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!”) Проверка - кодоскоп.

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока.

-Включиться в работу нам поможет “мозговая разминка”.

“Ленивые восьмёрки”

-Чтобы собрать наше внимание проведём “Разминку для ума”. Отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

Общая часть родственных слов называется …

- Как называется второй зимний месяц?

Что находится между городом и селом?

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….

Часть слова без окончания называется …

Назовите слово, противоположное слову враг.

Чем кончается лето и начинается осень?

Сколько гласных букв в русском алфавите?

На доске ряд букв:

ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ

- Назовём гласные, встречающиеся в этой группе. (и,о,а,е,у)

- Что в них интересного? Какую гласную заменим? (“у” на “я”) Обоснуйте.

(Требуют проверки в безударной позиции в корне)

-Определим порядок следования элементов в данном ряду:

Яяяя яЯяя яяЯя яяяЯ

-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

-Гласные вместе с согласными образуют слова. Какие слова вы увидели? Отыщем тему

урока в ребусе:

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

-Какие слова остались?

-Для чего нужны приставка и суффикс?

-Поверим домашнее задание. Словарь “Учусь правильно образовывать слова” (И.В.Курочкина)

Проверка работы со словообразовательным гнездом стр.91.

-Со словообразовательным гнездом какого слова работали? (чистый)

-Прочитаем слова, образованные приставочным способом.

-Прочитаем слова, образованные суффиксальным способом.

Словарная работа.

рисовать пейзаж

мороз январь

-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Обоснуем.

-Какое задание можно придумать с этими словами?

-Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой образовалось

новое слово:

Один учащийся выполняет работу на карточке.

Проверка с помощью кодоскопа.

-Каким способом образованы слова?

-Кто образовал другие слова?

-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова?

(Чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове.)

-Определим место орфограммы в словах. Покажем место безударной гласной в корне жестами. (Безударная гласная - кулачок, части слова - жестами)

-Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!

-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).

У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах.

-Составим алгоритм разбора слова по составу.

-Запиши слово.

-Измени слово и выдели окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.

Проверка:

-Какой первый шаг?

-Что нужно сделать потом?

-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения.

-Откроем учебник на стр.136.

-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного в учебнике?(для устного разбора, а наш

для письменного)

Эстафета.

На доске записаны слова в 3 столбика. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выделяют части слова, используя алгоритм.

заморозки изморозь зимний

побег загадка предвестник

снежинка ледяной замёрз

Проверка с помощью светофоров.

-Вы научились разбирать слова по составу. Молодцы!

Работа с текстом.(На экране, зашифрованный текст - слова представлены виде схем)

-Посмотрите на экран. Подумайте, что же мы сейчас будем делать?

(Подбирать слова к схемам, чтобы из них получилось предложение.)

Работа по вариантам. Каждый вариант получает по два предложения. Два человека работают на карточках.

Во время самостоятельной работы фоном звучит музыка. П.И.Чайковский “Времена года”

Проверка с кодоскопом. Варианты текстов:

Метель спрятала (укрыла) лесные дорожки (тропинки).

Мягко похрустывает (поскрипывает) под ногами снег.

Деревья замерли (застыли) в зимнем сне.

Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.

-Прочтём полученные предложения? Кто подобрал другие слова?

-Что у нас получились? Как можно его озаглавить?

Сделаем вывод:

-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно, отдельно

от слова? (Нет).

-Мы собрали части и получили слово. Действовали вместе и получили текст.

-Сегодня на уроке:

Мы составили …

Мы научились …

Продолжите наш рассказ. Придумайте 2 предложения и зашифруйте их с помощью схем.

 

Уч-организационные

-планировать

Уч-интеллектуальные

-анализ, синтез

 

 

Уч-организационные

-умение работать в темпе

-готовность памяти

 

 

 

 

 

 

Уч-интеллектуальные

-анализ, синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-информационные

-умение работать с источниками информ.

 

Уч-интеллектуальные

-анализ, синтез

-проводить доказательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-коммуникативные

-общение жестами

Уч-организационные

-планирование деят-ти

Уч-коммуникативные

-умение общаться

Индуктивный метод:

-от частного к общему- собрали “шаги” и по-лучили план действия

 

 

Уч-интеллектуальные

-обобщение

 

 

 

 

Уч-организационные

- рефлексировать

-контролировать деятельность

Уч-коммуникативные

-умение работать в группе

 

 

Уч-интеллектуальные

-создание образовательного продукта

 

Уч-организационные

-контролировать деятельность

 

 

 

Уч-организационные

-рефлексировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОАНАЛИЗ

урока русского языка в 3 классе по теме “Словообразование. Разбор слова по составу”

Калинина Наталья Викторовна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 1945 г. Москвы

Форма обучения - урок. Тип урока – закрепление и коррекция знаний.

Тема данного урока: “Словообразование. Разбор слова по составу”.

Исходя из вышеизложенных задач, мною была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка.

  3. Следующим был этап актуализации и коррекции знаний.
  4. Цель этапа – актуализировать знания учащихся по теме.

    Формой проведения была выбрана “Разминка для ума” по методике Н. Винокуровой, задания которой рассчитаны на проверку сообразительности, быстроту реакции, готовность памяти. “Разминке” предшествовала “Мозговая гимнастика”. Упражнение “Ленивые восьмёрки” активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

  5. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.
  6. Цель этапа – подготовить учащихся к основному виду деятельности, доминирующему на уроке - формированию познавательных интересов.

    На этом этапе использовался метод постановки проблемной ситуации. Таким образом, детьми, при незначительной помощи учителя, была сформулирована тема урока.

    При проверке домашнего задания формировалось умение работать с источниками информации (ориентироваться в информационном пространстве).

    В работе со словарными словами наряду с расширением словарного запаса учащихся, развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение.

  7. Изучение нового материала.
  8. Цель этапа – создание учащимися образовательного продукта – алгоритма разбора слов по составу. Использование индуктивного метода, от частного к общему, позволяет собрать “шаги” и получить план действий. Учитывались особенности основных типов восприятия информации у детей (кинестетиков, визуалов, аудиалов).

  9. Практическое применение знаний.
  10. Цель этапа – закрепить полученные знания, повысить уровень осмысления материала.

    Практическое применение осуществляется с использованием игровой ситуации “эстафеты”. Следующей ступенью усвоения материала было творческое применение знаний на создании текста.

  11. Подведение итогов.

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. На этом этапе был подведён итог урока.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

  • репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

  • стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

  • эвристический – “открытие”; метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, проблемный, беседа);

Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности.

На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), работа в парах (составление алгоритма), групповая (эстафета), индивидуальная (составление текста).

Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена: написана тема, слова-карточки, ступени алгоритма, плёнки для кодоскопа. На уроке использовались технические средства обучения, виды обратной связи (светофоры, кодоскоп, магнитофон). На мой взгляд выбор наглядности был оптимален: создавал эмоциональный настрой, но не отвлекал.

Высокая работоспособность обучающихся поддерживалась благодаря разнообразию видов деятельности, доброжелательной обстановке на уроке, общей заинтересованности, эмоциональному настрою.

Выполнялись дидактические принципы:научности, последовательности, наглядности, доступности, системности.

На протяжении всего урока мы не только учились, но и формировали общеучебные умения и навыки, готовились к способности заниматься самообразованием. Велась работа по

1) формированию специальных или общеучебных умений и навыков учащихся:

  • учебно-организационных - умение планировать деятельность; контролировать; рефлексировать; работать в темпе.

  • учебно-интеллектуальных - умение анализировать, сравнивать, обобщать; приводить доказательства, обосновывать свой ответ, комментировать ответ товарища;

  • учебно-информационные – умение работать с источниками информации;

  • учебно-коммуникативные –умение общаться.

2) а также над развитием личностных качеств учащихся:

  • когнитивных качеств - умение выделять главное, существенное;

  • креативные качества – умение создавать образовательный продукт в ходе индивидуальной самореализции;

  • методологические качества –умение планировать деятельность; умение рефлексировать.

В итоге на уроке были решены основные поставленные задачи.