"Учим слова с удвоенными согласными в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Приемы: классификация слов, словарная работа, отработка знаний об удвоенной согласной.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс (2 часть), 3 рабочие тетради,карточки с загадками, карточки со словами, картинки с отгадками, запись песни

“Улыбка”, запись инструментальной музыки, картинка с изображением улитки.

Ход урока

Организационный момент

Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского “Улыбка” и прикрепляет на доску картинку с изображением улитки.

Учитель: - Какое настроение у нашей улитки?

Дети: - Весёлое, радостное, солнечное, …

Учитель: - Как вы это определили?

Дети: - Она нам улыбается.

Учитель: - Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу.

2. Минутка чистописания

а)

б) запись числа, классной работы

Учитель: - Какие встретили орфограммы?

Дети: - …

в) Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.

Учитель: - Какое предложение я написала?

Дети: - …

Учитель: - Разделите его на слова и запишите. Один ученик записывает на доске.

Учитель: - Проверьте слово весной.

Дети: - Вёсны

Учитель: - А каким ещё словом можно проверить это слово?

Дети: - Весна – славянское слово, было однокоренным со словом весёлый, то есть весна – “время, когда живется весело”.

3. Выявление темы урока и постановка цели деятельности.

Учитель: - Поставьте слово по аллее в начальную форму.

Дети: - Аллея

Учитель: - Составьте транскрипцию этого слова.

Дети: - [ал`эй`а]

Учитель: - Почему в транскрипции 1 звук [л`], а записываем 2 буквы “эль”?

Дети: - Многие слова с удвоенными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание надо запомнить.

Учитель: - Назовите тему нашего урока.

Дети: …

Учитель: - Написание каких слов мы будем отрабатывать?

Дети: - …

4. Закрепление знаний во внешней речи.

а) 10 учеников работают с карточками ——> проверка соседом по парте.

В саду липовая _________ вся усыпана разноцветными листьями. Ребята ловили для ________________ жучков и бабочек. Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ____________. Папа послал бабушке поздравительную _____________. ____________ заняли свои места в самолете. Ученики ждали учителя у дверей _________.

Слова для справок: класс, коллекция, пассажиры, троллейбус, аллея, телеграмма.

б) загадки (отгадки показывать на картинках).

Учитель: - Напишите отгадку.

    ***

    Где доска и парта есть,

    Чтоб всем детям сразу сесть?

    Это в школе есть у нас,

    Это наш просторный … класс.

    ***

    Во мне два “ка”, не забывайте,

    Таким, как я, всегда бывайте:

    Я – точный, честный и опрятный,

    Иным же словом - … аккуратный.

    ***

    Он на вокзале есть всегда,

    К нему подходят поезда,

    Двойное “эр” содержит он

    И называется … перрон.

    ***

    Проста загадка и легка:

    Пишусь всегда через два “ка”,

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я - … хоккей.

    ***

    Чтоб каждый телевизор

    Работал без капризов,

    На крыше непременно

    Должна стоять … антенна.

    ***

    В магазин с сестрой ходили,

    Все, что надо, там купили:

    За батон, бутылку квасу

    Заплатили деньги в … кассу.

- в кассу поставьте в начальную форму.

5. Физминутка

    Снежинки

    Мы снежинки, мы пушинки,

    Покружиться мы не прочь.

    Мы снежинки – балеринки,

    Мы танцуем день и ночь.

    Мы деревья побелили,

    Крыши пухом замели,

    Землю бархатом укрыли

    И от стужи сберегли.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.

а) рабочая тетрадь № 2 “Пишем грамотно” стр. 3 № 1,2 (по выбору).

б) составление предложений со словами:

1 ряд - ссора

2 ряд – аккуратный

3 ряд – гиппопотам (карточки на доске)

в) работа с учебником, стр. 2 № 2 (3 ученика у доски).

7. Физминутка

Звучит инструментальная музыка, дети закрывают глаза и расслабляются.

Учитель: - Представьте себя на берегу моря. В лицо дует свежий ветерок, на лоб и щеки упали соленые капли. Вы слышите крики чаек. У горизонта еле видна белоснежная яхта. Нам весело. Хочется, чтобы это мгновение длилось вечно.

8. Включение темы урока в систему знаний и повторений

а) рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок”, стр. 50 № 119

б) составление деформированных предложений

  • тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.
  • любят, в, приходить, парк, школьники.
  • кто, мячик, играет, в, сидит, кто, шашками, за.
  • ребят, группа, собирает, листья, осенние, коллекция, для.

Учитель: - В каком предложении есть однокоренные члены?

Дети: - В третьем и разделены запятой.

Учитель: - В слове осенние тоже есть удвоенная согласная, но что про это слово можно сказать?

Дети: - Оно к нашей теме урока не подходит, потому что одна согласная в корне, а другая в суффиксе.

в) записать в два столбика: в первый – с удвоенной согласной в корне слова, во второй – без удвоенной согласной в корне.

Ак…уратно, клас…ика, ак…робат, кос…мос, хок…ей, кил…ограмм, ал…ея, кал…ендарь, тел…ефон.

9. Рефлексия деятельности

Учитель: Что нового узнали? Чем интересным занимались?