Открытый урок по русскому языку в 4-м классе (1—4) по теме: "Безударные личные окончания глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы.

Развивающая:

  • развивать умение обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов,
  • развивать и обогащать речь учащихся, правильно употреблять пословицы и фразеологические обороты.

Воспитательная: привитие любви к родному языку, его многозначности, образности.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • аудиокассета с записью музыкального произведения П.И.Чайковского “Весна”,
  • таблица с алгоритмом,
  • “лучи солнца” из цветной бумаги,
  • маркеры или фломастеры,
  • макет “Солнца”,
  • картинка с изображением городского воробья и полевого воробья,
  • сигнальные карточки с буквами “Е”, “И”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь. Начинаем работу.

II. Повторение изученного материала.

На доске слова: блест…шь, мечта…шь, плыв…т, мелька…т, леж…те, помеша…те, по…т, меле…т.

  • Прочитайте глаголы. Поставьте в них ударения. Разделите их на две группы.
  • Какие глаголы вошли в первую группу?
  • Назовите вторую группу глаголов.
  • Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?
  • Определите тему сегодняшнего урока.
  • Обоснуйте выбор гласной в безударном окончании глаголов, пользуясь алгоритмом.

Итак, как же определить безударную гласную в личном окончании глаголов?

III. Отработка способа проверки безударного окончания глагола, который находится в контексте.

Продолжим работу над правописанием безударной гласной в личном окончании глаголов. (Учащиеся работают у доски и в тетрадях).

На доске пословицы.

Вставьте подходящие по смыслу слова, и вы прочитаете пословицы.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Мир строит, война разрушает.

Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

    Обоснуйте выбор гласной в безударном личном окончании.

    Объясните смысл пословиц.

Мы поработали с пословицами, а теперь я предлагаю поработать еще с одним достоинством народной мудрости – фразеологическими оборотами, которые обогатят ваш словарь.

IV. Самостоятельная словарная работа с последующей проверкой.

К диктуемым фразеологическим оборотам подберите глагол-синоним в том же лице и числе, объясните выбор буквы в окончании глагола.

Вставляет палки в колеса – мешает.

Обведет вокруг пальца – обманет.

Клюете носом – засыпаете.

Гладите по головке – хвалите.

Сложишь голову – погибнешь.

Зарубить на носу – запомнить.

Назовите орфограммы, которые вам встретились при написании глаголов.

V. Игра с сигнальными карточками. (учитель называет глаголы с безударными личными окончаниями, учащиеся показывают карточку с буквами “Е” или “И”)

Колем, режем, чистим, пилим, копаем, вяжем, красим, прожигает, долетает, стукнет, брякнет, просит.

Продолжим игру у доски.

Вставьте гласную в безударном личном окончании глаголов 3 лица, ед. числа.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Строит

Колет

Веет

Лает

Играет

Чистит

Выходит

Готовит

Клеит

Кормит

Красит

Меняет

Тащит

Думает

Толкует

Кукует

Волнует

Гуляет

Говорит

Работает

Режет

Рисует

Хвалит

Теряет

Проверим, ребята! Исправим ошибки.

VI. Домашнее задание.

Дома, ребята, вы продолжите обосновывать выбор гласной в безударном личном окончании глаголов, работая над упражнением № 473.

Откройте учебник, прочитайте задание. Будут ли вопросы?

Откройте дневники, запишите упражнение № 473.

VII. Работа с учебником.

Откройте страницу 201, найдите упражнение 466.

Прочитайте про себя, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

О каких признаках весны вы узнали из текста?

Какую пользу приносят воробьи?

Как вы думаете, все ли воробьи одинаковые?(В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое. Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове.)

Выпишите глаголы, вставляя пропущенные окончания, выделите их.

Светит, падает, собирает, кормит.

Двое учащихся будут работать у доски. Задание: вставить пропущенные окончания.

На доске:

Весною сутки мочит, а час сушит.

И поедим, и спляшем, только пашню спашем.

Если в апреле земля перепреет, значит вовремя май посеет.

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Проверим. (Учащиеся, работающие у доски, обосновывают выбор гласной в окончании глаголов).

Предлагаю вам еще одну пословицу:

Увидишь грача – весну встречай!

Назовите глагол с безударным окончанием.

Поставьте его в неопределенную форму.

Перед суффиксом –ть гласная “Е”, но этот глагол не относится к первому спряжению, т.к. является глаголом-исключением. С глаголами-исключениями мы познакомимся завтра.

А теперь загадка:

Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)

VIII. Творческая работа.

Правильно. Солнце. Но наше “солнце” пока без “лучей”. Для того, чтобы солнце засияло, заиграло, выполним задание.

Напишите на “лучах солнца”, что изменяется с приходом весны в природе, в состоянии животных, людей и тебя самого, что вы видите, слышите, чувствуете.

Самостоятельная работа учащихся.(Тихо звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского “Весна”).

Учащиеся, выполнившие работу, крепят “лучики солнца” к доске.

IX. Итог урока.

Над какой темой работали?

Как определить безударную гласную в личном окончании глагола?

Что понравилось на уроке?

Урок окончен. Спасибо за работу.