Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

Разделы: Биология


Структура урока.

1. Организационный момент.

Мы закончили с вами тему “Развитие жизни на Земле”.

Венцом жизни, природы является человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”.

В тетради записываем число и тему урока “Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира”.

(Учащиеся записывают число и тему урока в тетради).

Подготовка к активному осознанному восприятию нового материала.

На фоне музыки, звучат слова учителя:

ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,
В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ И КОНЧАЕТСЯ, В БЕСКОНЕЧНОСТИ…
ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.
ЧЕЛОВЕК КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ, ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.

Сообщение целей урока.

(На доске написаны вопросы, рассматриваемые на уроке).

На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
  2. Какое положение занимает человек в системе животного мира?
  3. Доказательства происхождения человека от животных.

Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе находятся опорно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист, запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения, проставляя пометки на полях.

2. Изучение нового материала.

1. Итак, процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).

И так же раздел науки о человеке-антропологии, изучающей эволюцию человека.

Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, историей, палеонтологией.

В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие:

  1. Теория творения.
  2. Теория внешнего вмешательства.
  3. Теория пространственных аномалий.
  4. Эволюционная теория.

(На доске написаны теории возникновения человека на земле).

Вам были даны задания подготовить сообщения об основных положениях этих теорий.

(Учащимся были даны задания подготовить сообщения и представить их на уроке).

(Сообщения учащихся указаны в приложении).

Знакомимся с теорией творения.(1 сообщение)

Сообщение о теории внешнего вмешательства, подготовила материал (2 сообщение)

Теория пространственных аномалий. (3 сообщение)

Эволюционная теория (4 сообщение)

Итак, подводим итог выступлениям. В чём суть теорий происхождения человека?

Учащиеся делают выводы.

Наша наука и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека. Надеюсь, что наши взгляды совпадут.

2. Переходим ко второму вопросу

Какое место занимает человек в системе животного мира?

Учащиеся вспоминают систематику человека и записивыают её в опорно-информационный лист. Один ученик проделывает эту работу у доски при помощи карточек. На работу отводится 1 минута, затем ученики сверяют свои записи.

Царство

Тип

Подтип

Класс

Подкласс

Отряд

Подотряд

Семейство

Род

Вид

Животные

Хордовые

Позвоночные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы (“Князья”)

Человекоподобные

Гоминиды люди (прямоходящие приматы)

Человек

Человек разумный

Создание проблемной ситуации.

Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.

А теперь посмотрите на таблицу и рисунки.

Что изображено на них, что они доказывают?

Подумайте, поработайте минутку в парах. Обсудите свои наблюдения.

(На доске: рельефная таблица “Эмбриональное развитие”, рисунки: рудименты, атавизмы).

Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.

Вывод: Всё это доказывает происхождение человека от животных.

Чтоб понять человека создание
Надо б нам обобщить наши знания,
Чем похож ты на млекопитающего?
В дикой чаще лесов обитающего?

В ваших опорно-информационных листах приведена таблица, которую вы должны заполнить в ходе беседы. Необходимо привести научные данные и примеры некоторых групп доказательств.

(На доске начерчена таблица).

Научные данные Примеры Примечания
     

В ходе работы будем пользоваться таблицами и рисунками на доске,

  • рисунками учебника Полянского (с.43-45),
  • текстом учебника Захарова (с.130).

Назовём главный признак мы типа
Породнившего с птицей и рыбой,
И лягушкою остромордой
Этот признак – наличие хорды.

Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?

(Учащиеся в ходе обсуждения вспоминают признаки).

  • Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
  • Жаберные щели в глотке.

Заполняем таблицу.

Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.

Научные данные Примеры Примечания
Сравнительно-анатомические доказательства  
Признаки типа Хордовые Наличие хорды

Нервная трубка на спиной стороне зародыша.

Жаберные щели в глотке.

 

Появление конечностей

Сердце на брюшной стороне теперь бьётся
И в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётся
Вот по этим чертам скажем точно
Нас относят в подтип позвоночных

Признаки подтипа Позвоночные.

  • Наличие двух пар свободных конечностей.
  • Местонахождение сердца на брюшной стороне.
  • Развитие позвоночного столба.
  • Формируется череп и челюстной аппарат.
  • Головной мозг состоит из 5 отделов.

Наши братья по классу навечно
Обрели себе железы млечные
И ещё черту вспомнить осмелюсь я
На три ряда у нас зубы делятся
И зародыш внутри развивается
Со средой всякой он не считается
Вот по этим чертам впечатляющим
Мы относимся к классу млекопитающих

Признаки класса Млекопитающие.

  • Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
  • Теплокровность.
  • Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
  • Четырёхкамерное сердце.
  • Сильно развитая кора головного мозга.
  • Волосы на поверхности тела.
  • Пять отделов позвоночника.
  • Диафрагма (дыхательная мышца).

Подкласс плацентарный. О чём говорит нам название данной систематической категории?

Коль зародыш через плаценту питается
\Подкласс плацентарный называется

Признаки подкласса плацентарные.

  • Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

Отряд Приматы. (Князья, первые). Назовите признаки отряда?

  • Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
  • Ногти на пальцах.
  • Одна пара сосков млечных желёз.
  • Хорошо развитые ключицы.
  • Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
  • Рождение, как правило, одного детёныша.

Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.

  • Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
  • Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
  • Большое число извилин на полушариях головного мозга.
  • Наличие аппендикса.
  • Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.

Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).

  • Диплоидное число хромосом(2n).

У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.

Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.

  • Многие общие инфекционные болезни (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД).

Мы привели примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.

Пользуемся учебником Полянского (с.60) и таблицей на доске.

Что называют рудиментами?

Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.

  • Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
  • Волосяной покров тела.
  • Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
  • Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
  • Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
  • На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
  • Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).

Что называют атавизмами?

Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.

  • Некоторые люди способны двигать ушами.
  • Встречаются люди с остроконечными ушами.
  • Густой волосяной покров тела.

При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.

  • Добавочные соски.

Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.

Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.

  • Наличие хвоста.

В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.

  • Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).

А теперь перейдём к следующей группе доказательств.

Эмбриологические доказательства.

Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.

Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.

Общая схема развития зародыша.

  • Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.

Сходство зародышей.

  • Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.

В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.

Назовите отличия человека от человекообразных обезьян.

  • Прямохождение. Вертикальное положение тела.
  • Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.
  • Стопа опорная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.
  • Плоская грудная клетка.
  • Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).
  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
  • Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.
  • Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).
  • Общение. Речь.

Мы вернёмся к другим группам доказательств на следующем уроке. А, пока обобщая сказанное, какой можно сделать вывод?

Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.

В ходе беседы вы сделали краткие записи о принадлежности человека к царству животных. Сравните их с записями готовых опорных конспектов. Всё ли вы записали?

Изучите, дополните.

При недостатке времени эту работу можно выполнить дома.

3. Закрепление.

В качестве закрепления материала давайте посмотрим кадры видеофильма. Демонстрируется фрагмент видеофильма “Великие преобразования. Эволюция.

4. Домашнее задание.

Учебник Захарова, с. 127-132, Гл.4, п.4.1.

Материал опорных конспектов.

Оценки за урок.

Оценки за сообщение

Оценки за активную работу на уроке

Обращение учителя к классу.

Случайно так получилось или нет, нерусское слова Homo – Человек можно прочитать как Чело Века.

Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь – кто волей случая назван ЧЕЛОМ ВЕКА!

Вдумайтесь в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают игрунки. Кто их спасёт?

Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, как ко всем зависящим от нас существам, но и какое-то чувство вины. Ведь они ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков.

Кто спасёт их? Мы - люди.

Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.

Приложение 1

Приложение 2