Праздник-конкурс "Читающая семья"

Разделы: Внеклассная работа


Подготовка к конкурсу.

За две недели раздаются приглашения для участия в конкурсе. Дети готовят рисунки, поделки на тему “Из любимых произведений”, пишут сочинения “Моя любимая книга”, подбирают пословицы о чтении и книгах. Оформляется выставка “Круг семейного чтения”. Печатаются медали “Самой читающей семье” и “Лучшему читателю” (см. Приложение 1). Подводятся итоги конкурса на лучший читательский дневник. Приобретаются призы победителям – книги. Дети учат стихи к празднику-конкурсу и разучивают роли Красной Шапочки, Бабы Яги, Карлсона.

Оформление.

На школьной доске плакаты: “Книга – твой друг, береги её”, “С книгой жить – век не тужить”, “Кто много читает, тот много знает”; на ширме – изображения литературных героев и пословица “Чтение – вот лучшее учение”. Парты стоят по кругу, приготовленные для работы в группах. На партах лежат клей, лист бумаги, ручки, вырезанные из цветной бумаги ладошки (будут служить сигнальными карточками).

Ход праздника-конкурса

Учитель:

- Дорогие дети! Уважаемые родители и наши гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам любимых книг.

Ученик 1:

Много книг у нас чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых,
В городах, станицах, сёлах…

Ученик 2:

Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать.
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

Ученик 3:

Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книжкам скажем мы “Спасибо!”
Книжкам – наш большой привет!

Учитель:

- Да, действительно, трудно себе представить жизнь без верного друга – хорошей книги. Прекрасно об этом рассказывается в стихотворении Е.Найдёновой “Мой друг”. Сейчас вы его услышите в исполнении наших ребят (ученики читают по одному четверостишию)

Хорошая книга – мой спутник, мой друг, -
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь, я вижу прибой.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

Учитель:

Все вы, ребята, конечно, любите читать, и у каждого из вас есть любимые книги. Это видно по вашим рисункам, об этом можно прочитать в ваших сочинениях. (Учитель зачитывает отрывки из сочинений). А сейчас мы предоставим возможность посоревноваться знатокам книг. Сегодня мы проводим семейное состязание “Читающая семья”. В нём принимают участие…(представление команд). Остальным ребятам (желающим) предлагаю на время пополнить семьи и выступить за какую-либо команду. (Команды рассаживаются за столики. Все, кто не в командах,- зрители и болельщики). Так как у нас конкурс, то обязательно должны быть и его победители. Определить их поможет наше уважаемое жюри (в составе жюри библиотекарь школы, родители, учитель из другой параллели)

Итак, друзья. Начнём программу.
Затей у нас большой запас,
А для кого они? Для вас!

1 конкурс “Литературная викторина” (очко той команде, которая быстрее даст верный ответ)

1. Одна дочь лесничего отрезала большой палец на ноге, чтобы туфелька была в пору, другая – кусок пятки, а третьей туфелька пришлась по ноге. Какая это сказка? Из чего была сделана туфелька?

2. Кто эта героиня: сама петь мастерица, а чужое пение послушать не любит, особенно, если хорошо на гуслях играют. Кто она? Из какой сказки? (Лиса “Петушок – золотой гребешок”)

3. Кто так проказничает: нацепил кусочек колбасы на дверную ручку, кусочек колбасы всунул в клюв фарфорового голубя, кусочек колбасы в ручку спящей Гульфии (Карлсон “Три повести о Малыше и Карлсоне)

4. О ком это сказано: “У неё только две ножки! Какое убожество! У неё нет даже усиков!”

(О Дюймовочке, Г.Андерсен)

5. Как начинает А.С.Пушкин “Сказку о царе Салтане”?

6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку)

7. Какое отчество было у Федоры из сказки К.Чуковского? (Федора Егоровна)

8. Чего больше всего на свете хотел крокодил Гена? (Найти друга)

9. Какая сказка заканчивается словами “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”? (“Сказка о Золотом петушке”)

10.Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь? (Воробышек прискакал и коровой замычал: Му-у-у! Прибежал медведь и давай реветь: Ку-ка-ре-ку! )

Жюри подводит итоги литературной викторины. Если жюри надо посовещаться, можно зачитать отрывки из детских сочинений о любимой книге.

2 конкурс “Аукцион пословиц о книге и чтении”

Команды по очереди называют пословицу. Выигрывает команда, назвавшая пословицу последней.

Учитель:

Сегодня у нас необычный конкурс. Ждите необычных гостей.

Под озорную музыку “влетает” Карлсон

Карлсон:

Всем привет! Разрешите с вами познакомиться. Я Карлсон – мужчина в полном расцвете сил.

Живу я всех выше – на солнечной крыше,

Там домик хорошенький мой.

На чашечку чая я вас приглашаю –

Варенье несите с собойНедавно мои друзья из разных сказок прислали мне свои портреты. Кто-то разорвал их на кусочки. Наверное, привидение. Вся надежда на вас: помогите мне, соберите портреты моих друзей.

3 конкурс “ Собери портрет”

Каждой команде Карлсон выдаёт конверт, в котором лежит разрезанный портрет литературного героя (Чебурашки, Буратино, Кота в сапогах, Мойдодыра, Красной Шапочки – см.Приложение 2). Нужно на чистом листе бумаги с помощью клея собрать картинку.

Пока команды работают, проводится конкурс с болельщиками. За верный ответ выдаётся жетон. У кого их будет больше, тот в конце конкурса получает приз.

1.Назовите произведение, из которого прозвучит отрывок, и автора этого произведения:

- Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
- Ох, нелёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота.

2. Доктору Айболиту помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто ещё помог ему? (кит)

4. Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки, зайчики, раки, комарики. А кто ещё?

5. Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику на День рождения? (25)

6. Какая женщина первой поднялась в воздух? На каком летательном аппарате? (Баба Яга в ступе)

Пока жюри подводит итоги конкурса “Собери портрет” и конкурса болельщиков, группа детей исполняет танец “Три поросёнка” под песенку “Всем на свете нужен дом”. Слово жюри.

В класс под устрашающую музыку входит Баба Яга.

Баба Яга:

Ишь, расплясались тут, распрыгались! Никакого спокою! А ведь мне скоро 300 лет будет, не молоденькая! Вот вчера притомилась я, в печку забралась, заслонкой закрылась – отдыхаю, газету читаю. К нам в чащу лесную газету редко приносят. Тут слышу – ребята пришли, кто-то говорит: “Вот русская печь. Ну, кто смелый, в печь залезть не побоится?” Открывает заслонку: “Ой!”, аж в лице переменился. А чего – “ой!” Ну Баба Яга сидит, ну газету читает, уж и отдохнуть нельзя? И всё ходют и ходют! Никакого спокою! [ 1]

Ну раз уж я здесь, то хочу проверить, знаете ли вы сказки. Если ответите правильно на мои вопросы, так и быть, не съем вас, уйду восвояси.

4 конкурс “Зашифрованные загадки” проводит Баба Яга (жюри оценивает)

1. Два лентяя не пожелали вовремя заняться решением жилищной проблемы. Одна серая личность решила этим воспользоваться. Кто приютил лентяев? (Наф-Наф)

2 Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? (Колобка.)

3. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (Сапоги.)

4. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он? (Кащей Бессмертный)

5. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто ее выручил? (Комар.)

6. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? (Рыбак.)

5 конкурс для родителей “Продолжите стихотворение”

На лепестках бумажной ромашки записаны первые строки стихотворения. Нужно оторвать лепесток, прочитать строчки и продолжить дальше. Назвать автора. Жюри оценивает по 5-балльной системе.

1. Белая берёза под моим окном… (С.Есенин “Берёза”)

2. Буря мглою небо кроет… (А.Пушкин “Зимний вечер”)

3. Дама сдавала в багаж… (С.Маршак “Багаж”)

4. Кто на лавочке сидел… (С.Михалков “А что у вас?”)

5. Крошка сын к отцу пришёл… (В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”)

Под песенку из кинофильма про Красную Шапочку в класс вбегает Красная Шапочка. В руках у неё корзинка, в которой лежат мыло, термометр, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, перчатка, телефон, горошина, зеркальце с ручкой. В другой руке – зонтик.

Красная Шапочка:

Я Красная Шапочка, синяя корзинка.
Я шагаю к бабушке по лесной тропинке.
Если встречу волка, я не зареву,
Я тогда охотников громко позову:

Э-гей!

Добрый день, дорогие ребята! Шла я недавно лесом к своей бабушке. Нет-нет, она не заболела, у неё всё в порядке. Так вот, по дороге я нашла кем-то потерянные вещи. Я знаю, что вы много читаете и узнаете, чьи они. Помогите мне вернуть эти вещи в сказки.

Красная Шапочка проводит игру “Кто здесь был и что забыл?”

Учитель:

А кто из вас знает, как звали джинна, которого однажды выпустил из бутылки мальчик Волька? (старик Хоттабыч). Ребята знают про него весёлую песенку. Послушайте (звучит песня Г.Гладкова и Ю.Энтина “Ха-ха-ха! Хоттабыч”)

6 конкурс “Найди своих”

Каждой команде выдаётся конверт с набором карточек. В наборе 4 карточки с названиями произведения, 4 – с именами героев, 4 - с фамилиями авторов. Нужно составить 4 цепочки: автор – произведение – герой. За каждую верно составленную цепочку команде даётся очко.

Пока команды выполняют задание, с болельщиками проводится игра “От кого телеграмма?” (за верный ответ – жетон)

-- “Приехать на ваш праздник не смогу. От меня брюки сбежали”

-- “Очень расстроена – нечаянно разбила яичко”

-- “Пришлите, пожалуйста, капли! Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись”

-- “Не могу приехать – много работы. И одежды красивой нет. Жду фею”

-- “Помогите! В моей маслёнке закончилось масло. Могу заржаветь”

Пока жюри подводит общие итоги конкурса, командам даётся последнее задание. Нужно вытащить из шляпы листок, на котором записано название сказки и пантомимой изобразить фрагмент этой сказки, чтобы зрители её отгадали (предлагаемые сказки: “Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”, “Колосок”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”)

Учитель:

Подошёл к концу наш конкурс. Вы все очень старались, были дружными, помогали друг другу. А теперь посмотрим, каковы итоги нашего сегодняшнего конкурса. Проигравших сегодня нет, но есть победители. Их нам и объявит наше уважаемое жюри. (Жюри объявляет победителей в номинациях “Самая читающая семья”, “Лучший читатель”, “Хозяин лучшего читательского дневника”, “Самый начитанный болельщик”) Награждение победителей и участников конкурса (вручаются медали и книги). Звучит песня “В мире много сказок”.

Учитель:

Спасибо всем, кто принял участие в нашем конкурсе – командам, болельщикам, зрителям. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы вы всегда дружили с книгой. Пусть они вам дарят тепло, пусть добро навеки побеждает зло!

Приложение 2

Литература:

1. И.Н.Медведева “У сказки тихий голосок” (журнал “Начальная школа” №7 2001г.)