Методическая разработка урока на тему "Владимирские швы, узоры для вышивки"

Разделы: Технология


Раздел программы: Декоративно-прикладное творчество”.

На изучение темы отводится 2 занятия по 2 учебных часа.

Тип урока: Практическая работа; закрепление знаний и умений.

Цели:

  • Обучающая - знакомство с одним из видов народного творчества – вышивкой, применением ее для украшения интерьера.
  • Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.
  • Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Наглядные пособия: изделия, украшенные вышивкой: держатель для расчесок, салфетка (рисунок 1, 2).

Рис. 1

Рис. 2

Технологическая карта: “Владимирские швы” (приложение 1).Рисунок для вышивки (приложение 2).

Образцы: выполнение вышивки (приложение 3), виды вышивки (рисунок 3, 4).

Рис. 3

Рис. 4

Материалы, инструменты, оборудование: однотонная ткань для вышивания ,калька, копирка, карандаш, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине, ножницы, электрический утюг.

Ход и содержание урока

Вводная часть.

Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка рабочего места. Сообщение темы урока.

Содержание урока.

Вступительная беседа учителя. Эпиграф к уроку:

Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.
М. Горький.

Немного из истории. Русская народная вышивка очень разнообразна и является одним из самых распространенных и древних видов декоративно-прикладного искусства. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Крестьянские девочки 7-8 летнего возраста начинали готовить себе приданое. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивалась выставка приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Бытуя в крестьянской среде вышивка в течении многих веков дошла и до нас. Особенно богато украшался женский костюм и некоторые предметы домашнего обихода – полотенце, платки, которые обычно являлись декоративным элементом общего убранства жилища. Полотенца вывешивали на стены по случаю праздника, свадьбы и других торжественных событий.

Вышитое полотенце было лучшим подарком при встречах особо уважаемых гостей, на нем подносили хлеб-соль. В 18 первой половине 19 века вышитые изделия были менее многоцветными, их колорит строился часто на сочетании двух цветов – белого холста и красной вышивки. Во второй половине 19 века вышитые изделия становятся наиболее многообразными. Но по-прежнему ведущим остается красный цвет. Но он приобретает множество оттенков. Применяются также синий, желтый, зеленый и черный цвет. Владимирские швы – это декоративная вышивка с растительным орнаментом, с крупными стежками глади (Рисунок № 1 ).

Особенность этого шва в том, что стежки располагаются только по лицевой стороне. По изнаночной получаются мелкие стежки по контуру рисунка. Работа по инструкционной карте (приложение №1) Стежки при этом шве ложатся по направлению листика или лепестка, или круга (а,в). Они застилают поверхность от одной до другой стороны. Крупные части рисунка обшивают по контуру стебельчатым (б),или тамбурным швом. Заполнять середину можно глухими стежками. Сначала выполняют все стежки в одном направлении, а затем в другом, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах его пересечения ( г,д).

Середины крупных цветов и листьев вышивают козликом (е,ж). Сердцевины цветов окаймляют обычным стебельчатым швом.

Характеристика Владимирских швов, узоров, его наглядность, крупные декоративные формы сочные по цвету, пушистая фактурная поверхность ткани делают “верхошов” незаменимым при создании изделий с растительным орнаментом. Вышивают нитками в 6-10 сложений.

Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.

Сейчас я покажу вам технологию выполнения этого шва (на больших пяльцах показываю технологию вышивки). Обращаю внимание, что при вышивке на лицевой стороне получается односторонняя гладь, а на изнаночной образуется ряд мелких стежков в виде пунктира (приложение № 3). Учитель повторяет приемы вышивки еще раз.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Какие правила необходимо соблюдать при работе с иглой, булавками, ножницами?
  • Какие правила необходимо соблюдать при работе с электрическим утюгом?

Практическая часть работы.

Вы знаете как перевести рисунок на ткань, об этом я рассказала вам на прошлом уроке. Сейчас я раздам вам рисунки, вы переведете их себе на ткань и приступите к практической работе. Если вам будет что-то непонятно – поднимите руку, я подойду.

Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по вышивке рисунков.

Во время практической работы звучат спокойные мелодии инструментальной музыки.

Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

Заключительный инструктаж.

Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой. Молодцы! На следующем уроке мы продолжим вышивать рисунки.

Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.