Гуситское движение в Чехии

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Познакомить с ходом, итогами и значением гуситского движения
  2. Развивать умение работать с источниками, анализировать их и устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственное мнение на основе полученных знаний
  3. Воспитывать интерес и уважение к истории других народов

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:

  1. Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков»
  2. Раздаточный материал (фрагменты документов)
  3. Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.:Просвещение, 2006
  4. Иллюстративный материал на доске. («Прага в средние века», портрет Яна Гуса, «Ян Гус на Констанцком соборе», портрет Яна Жижки, «Лагерь таборитов»)
  5. Запись основных понятий на доске. (Пан, гуситы, табориты, умеренные, патриот, сейм)

Этапы урока:

  1. Причины гуситского движения в Чехии.
  2. Роль Яна Гуса в этом движении.
  3. Гуситские войны, их ход.
  4. Историческое значение гуситского движения

1. Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в истории Чехии о гуситском движении в Чехии. В конце урока попробуем ответить на вопросы:

- Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?
- Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции?

Откройте учебники на стр.137(знакомая уже вам карта)

- Каким цветом обозначена территория Чешского государства?
- В какой части Европы находится Чешское королевство?
- В состав какой империи входило Чешское королевство?

Если помните, Чешское государство было образовано еще в X веке, а в XI в. чешский князь принял титул короля.

После избрания императором Священной Римской империи Карла! (чешского короля) Под именем Карла IV Чехия становится сильным государством.

Карл – избегал войн, но сумел расширить территорию Чехии;

- попытался ограничить права панов, так называли крупных феодалов в Чехии

- покровительствовал ремеслу, торговле, культуре.

В Чехии пересекались важнейшие торговые пути. В Праге, столице Чехии, проводились ярмарки. Преобразилась и сама столица: был построен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

Чехия изменялась на столько успешно, что туда стали переселяться немецкие мастера и купцы. Как и у себя на Родине они добивались в городах самоуправления, но в управлении не участвовал ни один чех. В руках немцев оказались и богатые рудники.

Что же вызывало недовольство чехов? Не смотря на укрепление королевства, чехи были недовольны. И это подтверждает документ№1, прочитайте сейчас документ и найдите ответы на поставленные ниже вопросы. Приложение 1.

— Какие повинности выполняли крестьяне?

— Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа?

- Как вы думаете, кто являлся самым крупным собственником земли кроме феодалов в Чехии? (в Европе)

Действительно церковь, ведь ей принадлежало 1/3 всех земель страны, которые приносили ей неплохой доход. А какие еще источники богатства церкви вы помните?

Что ещё беспокоило чехов в такой ситуации?

Они хотели свободы и независимости от немцев и от католической церкви.

2. Их надежду на независимость, их мысли совпадали с тем, что говорил в своих проповедях Ян Гус.

В Чехии не было ни одного двора, ни одной семьи, в которой не знали бы Яна Гуса. <Рисунок1> Это был профессор Пражского университета, который выступал с проповедями перед чешским народом.

Какие же главные идеи проповедовал Ян Гус?

Снова обратимся к документу. Документ №2

— Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

— Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?

— В чем обвинял он священников?

Постепенно от критики Гус перешел к требованию реформ. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. С кем так поступали в средние века? Но Гус не дал себя запугать, и даже покинув Прагу, продолжал свои проповеди. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший в городе Констанце, и даже предоставил ему охранную грамоту…

Документ №3

— Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

— Что произошло на соборе с Яном Гусом?

Представьте, какой большой собор был по делу Яна Гуса: в совещании участвовало 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, более 100 аббатов, около 300 богословов, присутствовали император, посланцы 10 королей, князья, графы с огромными свитами. Они пытались сначала заставить Гуса отречься от своих взглядов, но это было безуспешно, и тогда…Что происходило дальше на констанцком соборе нам поможет документ №4 <Рисунок2>

— Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?

Вообразите, у Гуса была возможность бежать, его друзья просили его отречься от своих взглядов, но он этого не сделал. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Давайте с помощью слов написанных на доске попробуем ответить на вопрос «какой человек был Ян Гус»?

На доске написано: двуличный, честный, смелый, тщеславный, хитрый, расчетливый, притворщик, патриот, льстец, ...

Объясните, почему вы назвали Гуса патриотом?

Собор большинством голосов приговорил Гуса к сожжению, и в 1415г. он был казнен.

3. Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?

Казнь была воспринята народом как сигнал к вооруженной борьбе. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами.

Откройте карту на стр.200. Первое восстание гуситов произошло в Праге в 1419г. Людей участвовавших в движении гуситов арестовывали, помещали в подземелья. И сейчас мы услышим диалог двух людей, которые волей судьбы оказались в тюрьме. (Привлекаем двух учеников для чтения диалога)

Во время диалога обратите внимание, как стали называть восставших, и каковы были особенности их жизни.

- Кто ты, брат, и как сюда попал?

- Я – Воцлав, из Брно, хотел расспросить о городе-крепости на горе.

- Как? Ты, чех, не знаешь, что это Табор?

- Я знал такую гору, но там не было города.

- Я ведь подумал, что ты таборит.

- Кто такие табориты?

- Табориты – те, кто с оружием в руках решили сделать счастливым каждого человека.

- Для бедного человека, по-моему, не может быть счастья

- Может! Счастье для всех - это равенство: не должно быть ни панов, ни королей, ни крестьян. Все люди будут трудиться вместе, а Чехия будет независимой.

- Красивая мечта похожая на сказку!

- Это быль, ведь в Таборе все равны, все называют друг друга братьями. Те, у кого есть ценности, складывают их в большие бочки, стоявшие на улицах. Нет палачей, ростовщиков, а воров сурово наказывают.

- И ты думаешь, они победят?

- А ты видел воюющий народ? Ты представляешь, какая это сила, когда вся страна – военный лагерь, каждый человек – воин, каждая повозка-крепость?!

- Прости, но крепости из повозок не строят.

- Да ты что же не слыхал даже о Яне Жижке?

- Слыхал, что он обломал зубы другу германского императора. Пан хотел по подложным документам купить дом Жижки, но тот отказался и в знак объявления войны ушел со своими людьми в лес. Солдаты так и не смогли победить маленький отряд Жижки. А что он так и воюет?

- Да, но тогда он боролся со своим личным врагом, а теперь против обидчиков всего чешского народа. И даже ранение, которое ослепило его, не мешает ему руководить войсками.

- Как стали называть восставших? Почему их так называли? Что было особенного в их жизни? Что вы услышали о военном искусстве таборитов? Кто был главным руководителем?

Посмотрите на карту на стр.200. Назовите центры гуситского движения.

Но не всех восставших называли табориты. Было еще одно течение восставших - умеренные. Чем они отличались друг от друга? В этом разобраться нам поможет текст учебника на стр.199(2и3 абзац), а полученные сведения перенесем в рабочую тетрадь таблица на стр.82. По вариант 1 умеренные, 2 - табориты

В чем главное отличие таборитов от умеренных?

Против гуситов были организованы крестовые походы. Но в течение 15 лет войско гуситов, состоящее из крестьян и ремесленников, побеждало над хорошо вооруженной армией феодалов. Как вы думаете почему?

Чехия устала от бесконечных войн. Разуверившись в крестовых походах, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И, когда папа признал новые церковные порядки, умеренные выступили против таборитов. В 1434г. у г. Липаны (найдите на карте) умеренные напали на таборитов и разгромили их.

4. Как вы думаете, изменило ли положение чехов гуситское движение? (Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос предлагаю прочитать в учебнике на стрю200)

Так закончилось движение гуситов.

На основе того, что вы узнали на уроке, давайте ответим на вопросы поставленные в начале занятия? - Закономерно ли что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?

- Чем гуситские войны отличались от восстаний в Англии и Франции?

Литература:

  1. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (XV—XVII века). Часть II. — М., 1981. С. 14—21.
  2. Учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков» М.: Просвещение, 2006
  3. Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История средних веков». М.: Просвещение, 2006
  4. Книга для чтения по истории средних веков./А.А.Сванидзе. М.: Просвещение, 1986