Факультативное занятие по теме "Линейные уравнения с двумя переменными"

Разделы: Математика


Цели:

  • научить решать линейные уравнения с двумя переменными, используя алгоритм Евклида;
  • развивать культуру самоуправления учебной деятельностью, вычислительные навыки, внимание;
  • воспитывать чувство товарищества.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы урока, цели урока.

2. Разминка.

а) Повторение алгоритма Евклида. Как с помощью алгоритма Евклида найти НОД двух чисел?

(плакат на доске: Если а и b положительные числа, а>b и r – остаток от деления большего из них на меньшее, то НОД (а, b)=НОД (b, r).)

б) Работа в парах:

Каждой паре дается пример на нахождение НОД двух чисел, применяя алгоритм Евклида, оформление решения в тетради (Найти НОД (654;792); НОД (360;525); НОД (400;288); НОД (490;518); НОД (490;518); НОД (510;272)).

Каждая пара находит ответ на столе и составляют совместно со своей группой высказывание: “Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед”.

1 – математику (6)

2 – нельзя изучить (15)

3 – наблюдая (16)

4 – как это делает (14)

5 – сосед. (34)

Высказывание вывешивается на доске, как девиз урока.

Приводится высказывание французского писателя Анатоля Франса: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

Французский писатель Анатоль Франс

3. Объяснение новой темы.

Учащимся предлагается задача:

Как, имея монеты в 5 копеек и в 3 копейки, заплатить кассиру в магазине 13 копеек?

5х + 3у = 13

х = 2, у = 1

Ответ очевиден.

Существуют ли еще числа, обращающие данное уравнение в верное равенство?

Да, например, х = 5, у = -4 или х = -1, у = 6

Что значат в нашем случае отрицательные значения переменных?

(сдачу кассира в магазине)

Итак, мы продолжаем рассматривать уравнения вида ах + bу = с.

Эти уравнения носят название “диофантовы” по имени математика Диофанта, жившего в 3 веке до нашей эры. История сохранила мало чего из биографии Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице – надписи, составленной в форме математической задачи:

“Путник! Здесь прах погребен Диофанта.
И числа поведать могут, о чудо,
Сколь долог был век его жизни.
Часть шестую
Его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни –
Покрылся пухом тогда подбородок.
Седьмую – в бездетном браке
Провел Диофант.
Прошло пятилетие; он
Был осчастливлен рожденьем
Прекрасного первенца сына.
Коему рок половину лишь
Жизни прекрасной и светлой
Дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой
Старец земного удела конец
Восприял, переживши
Года четыре с тех пор,
Как сына лишился”.

Составить уравнение и решить его учащимся предлагается дома.

В своем труде “Арифметика” Диофант рассматривает разнообразные уравнения с целочисленными и рациональными неизвестными и приводит способы их решения. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Для решения линейных уравнений с двумя переменными в целых числах существует несколько правил (на плакатах записать все правила):

Правило 1.

Если с не делится на НОД (а, b), то уравнение не имеет решений в целых числах.

Правило 2.

Если с делится на НОД (а, b), то уравнение следует упростить, разделив обе его части на НОД (а, b).

Например, уравнение вида:

231х + 525у = 210.

НОД (231; 525) = 21.

После упрощения уравнения получаем:

11х + 25у = 10

НОД (25,11) = 1, 10 делится на 1.

Вывод: если числа взаимно просты, то уравнение имеет целочисленные решения.

Правило 3.

Если х = 1, а у = 0, то с = а. Если х = 0, а у = 1, то с = b

Составляем таблицу, записывая эти числа, начиная с большего коэффициента:

q x y r
  0 1 25
2 1 0 11
3 -2 1 3
1 7 -3 2
  -9 4 1

Продолжаем заполнять таблицу, пока не получим 1 в последнем столбце.

Эти значения х и у являются решением уравнения 11*(-9) + 25*4 = 1

Как получить 10 после знака “=”?

11*(-90) + 25*40 = 10

Правило 4.

Чтобы найти решение уравнения ах + bу = с, нужно сначала найти решение уравнения ах + bу = 1, затем умножить их на с.

Общее решение уравнения ах + bу = с имеет вид: х = х1 + bn, y = y1 – an, где n – любое целое число. Почему? Подставим эти выражения в уравнение и раскроем скобки:

а*(х1 + bn) + b*(y1 – an) = с

Правило 5.

Если числа а и b взаимно просты, то все решения уравнения ах + bу = с получаются по формулам х = х1 + bn, y = y1 – an, где n – любое целое число.

х = -90 + 25 n, у = 40 - 11 n.

При n = 3: х = -15, у = 7

4. Закрепление.

В некотором царстве в обращении ходили монеты 12 и 19 копеек. Можно ли купить булку по цене 4 копейки? Решение задачи в парах.

12х + 19у = 4

q x y r
  0 1 19
1 1 0 12
1 -1 1 7
1 2 -1 5
2 -3 2 2
  8 -5 1

12*8 + 19*(-5) = 1

12*32 + 19*(-20) = 4

Вывод: заплатить 32 монетки по 12 копеек и получить сдачу 20 монет по 19 копеек.

Все решения уравнения:

х = 32 + 19*n, у = -20 – 12* n.

5. Итог урока.

Выводы: что нового узнали на уроке, повторить все правила для решения линейных уравнений.

Рефлексия: показать свое отношение к уроку с помощью рисунков солнышек и тучек.